Сборная Украины: Погружение вверх
В пятницу сборная Украины потерпела самое жестокое поражение при Андрее Шевченко.
Тем не менее, обозреватель "СЭ" считает, что именно в этом матче у тренера был карт-бланш на эксперименты без оглядки на результат.
"Что-то соловьи стали петь слишком громко. Новые слова появляются из немоты. Такое впечатление, что кто-то завладел моим сердцем. Иногда мне кажется, что это ты".
Сложно сказать, кому посвящал свою "Кардиограмму" самый плодовитый автор песен русского рока - Борис Гребенщиков, но в нашем случае эта неожиданнае лирика и учащенное сердцебиение полностью связано со сборной Андрея Шевченко.
Скажу откровенно, что вырос на голах футболиста Шевченко, но к симпатикам тренера Шевченко себя не относил - уж точно. Поскольку "лошадь" и "всадник" - все-таки две разные профессии. Кто не верит, спросите у Пеле и особенно - Марадоны. Связаться с последним теперь сложнее. Пока мы вспоминали код Бреста, обладатель "Божьей руки" отправился в Мексику. В общем, не забывая о странной комбинации, которая привела к назначению Андрея Николаевича на пост главного тренера сборной и анализируя итоги отбора к ЧМ-2018, полагал, что год назад Шевченко вполне наработал на отставку. Но уже этой осенью стало ясно, что шокирующее стремление обладателя "Золотого мяча" связать воедино в сборной и процесс, и результат, начало обретать реальные очертания. По крайней мере, команда в ошеломительном стиле, с наскока, досрочно выиграла свою группу Лиги наций, и впервые за долгое время даже скептики признали, что эту сборную мама родила отнюдь не в понедельник.
Были найдены не только идеальная схема, но и идеальные исполнители для ее воплощения в жизнь, и все это после ухода человека, которому по динамовской привычке приписывали теневое лидерство - Рауля Рианчо.
Команда таки-да начала играть первым номером, не только контролировать мяч, но и создавать моменты (раньше эти вещи сочетались не лучше, чем классические туфли со спортивными трениками). Смело шла вперед и добивалась результата, даже проигрывая в счете по ходу пьесы. "И это после двадцати лет обучения быть смирным..."! (Еще одна цитата из той же песни БГ).
Однако... Иллюзии не проходили проверку реально классными командами. Теми, с которыми придется играть уже в отборе к Euro-2020, где, как мне кажется, мы все-таки должны оказаться. В Словакии Шевченко решил не терять времени даром. Чем это закончилось, мы теперь знаем.
Лично меня всегда смущал невероятный консерватизм тренеров сборных, продолжающих ставить один и тот же состав и использующих одни и те же схемы в официальных и товарищеских матчах. Уже в эпоху комментариев в интернете болельщики недоумевали, почему все время играют одни и те же и в одно и то же, пока молодые и перспективные дублеры приезжают на базу, чтобы сделать парочку селфи с "титуларами". В особенности, этим отличались Алексей Михайличенко и Михаил Фоменко, чье отношение к спаррингам было настолько серьезным, как будто любая осечка грозила лишением места работы.
И вот теперь, когда товарняки стали огромной редкостью, нашелся тренер, который проявил творчество: поменял половину состава, бросил на поле парочку абсолютных дебютантов и решил сыграть по системе с тремя центрбеками, которую в последний раз я видел в Украине, в "Черноморце" Семена Альтмана года эдак 2004-го... И вот теперь, когда эксперимент провалился, со всех сторон зазвучало вирусное: "А зачем?".
Попробую ответить: есть версия, что Шевченко чувствует разницу между командами из разных европейских корзин. И понимает: то, что сгодилось против Чехии, может не выстрелить с Бельгией или даже Швейцарией. Сборной нужен другой вариант. И игроки, которые готовы его разыгрывать. Выездной матч со Словакией в этом плане - отличная возможность нырнуть поглубже. Туда где давит на уши, тошнит, а кислород вырывается из акваланга с пугающим скрежетом...
Помнится, пять лет назад, когда наша сборная начинала отбор к ЧЕ-2016 матчем против тех самых словаков, у меня вышел очень жесткий спор с одним из коллег. Суть была проста: я предупреждал, что соперник опасен, и что в его группе атаки, в отличие от нашей, есть в команде игрок, который умеет не только бежать, но и думать. Более того, делает это одновременно.
Коллега возразил, словно отрезал: "По сравнению с Ярмоленко и Коноплянкой, твой Гамшик (а речь, естественно, шла о нем) - абсолютная посредственность". Я парировал, что посредственность играет в западном чемпионате из Топ-5 лучших в Европе, а наши парни все еще пылят дома. Получил новую отповедь: "Мало ли кто, где числится...". Пришлось открывать википедию и тыкать пальцем: на тот момент Гамшик уже был капитаном "Наполи", сыграв за "голубых" почти 300 матчей и забив около 80 голов. Этот аргумент не слишком мне помог. Вы же знаете, как это бывает: никто не соглашается с чужим мнением, только со своим собственным, высказанным кем-то другим. Поэтому мы с коллегой перестали спорить по пустякам, а начали спорить о том, что именно можно считать пустяками...
Тем временем, Словакия высадилась в Борисполе, а на следующий день увезла с "Олимпийского" три очка, после того, как 22-летний мальчик по имени Роберт Мак одним движением корпуса оставил за спиной Ярослава Ракицкого, а потом, играючи, разобрался с Андреем Пятовым.
Дело, конечно, не в одном Гамшике, но такие яркие личности редко появляются в нефутбольных странах. Первые бутсы дедушка купил Мареку еще до... рождения внука. В пять лет он почти в одиночку обыгрывал на детских турнирах команды школьников. Для словацкого спорта Гамшик это то же самое, что Дражен Петрович для Югославии и Хорватии. Моя любимая история - о том, как однажды 20-летний Петрович набрал в матче чемпионата Югославии против "Олимпии" 112 очков. Но по Гамшику есть один факт не хуже этого: в возрасте 11 лет в матче чемпионата Банскобыстрицкого края он отгрузил в ворота соперников 16 (шестнадцать!) голов в... одном матче.
Круглые бабушкины очки увековечил Джон Леннон. Марек Гамшик перетащил их с собой из 20-го века в 21-й, увеличив в размерах и увенчав старомодной оправой. Прибавим к этому ирокез на голове у капитана словаков, и сравнение с рок-н-роллом станет еще более аутентичным. У нас нет своего Гамшика. И мы только начали тяготеть к футбольному рок-н-роллу, отвыкая от баланса между ансамблем "Золотое кольцо" и "Красной Плесенью".
В пятницу Гамшик не был в числе трех лучших игроков матча ни по одной из версии: блистали Руснак и Мак, неплох был Коноплянка. Это я о том, что Словакия - больше не сборная одного игрока. А команда, которая в отличие от нас вышла из группы на Euro-2016. И в составе которой 8 игроков из сильнейших чемпионатов Старого Света. Не считая зенитовца Мака. Такой сборной проигрывать не зазорно. И в то же время, она показала уровень нашей готовности к экспериментам с кадрами и тактикой.
Я не совсем согласен с цифрами, которые приводят коллеги. Мол, мы были как минимум не слабее во всем, просто хозяева превратили четыре удара в створ в четыре гола. Во-первых, это совсем не просто. Во-вторых, не будем забывать о штанге и перекладине - разновидностях промахов, но синонимами голевых моментов. Словакия действовала с позиции силы. Если бы мы провели такой мощный и разнообразный матч, эхо от его восторгов не стихло бы и к Новому году. Словакия сыграла в свой футбол и уничтожила команду, которая играла в несвойственную для себя игру.
Когда младенец начинает ходить, он падает. И у него есть выбор: ползать до конца жизни, что совершенно безопасно, либо продолжать падать, пока не научишься ходить.
Похоже, Шевченко не хочет ползать и пытается научить свою команду передвигаться разными способами. Быть менее предсказуемой и более разнообразной. Теперь в матче с Турцией Луческу наша сборная должна снова выйти на полигон с экспериментами. Любое иное решение будет алогичным. И полностью нивелирует жертву, которая была принесена в Братиславе.
Мы нырнули слишком глубоко и не выгребли. Ничего страшного. Нужно подняться наверх - продуться и снова спускаться туда, где барабанные перепонки проходят испытание стихией.