Французская волна: 5 самых важных фильмов Жана-Люка Годара
Жан-Люк Годар является столь же значимой фигурой в кинематографе, так же как и Джеймс Джойс в литературе, а кубисты в искусстве. Он нарушает правила, смешивает высокую культуру с низкой, ему удается создавать выдуманные документальные фильмы и все время вдохновлять современников. 3 декабря Жану-Люку Годару исполняется 88 лет, в честь чего Vogue UA рассказывает о самых важных фильмах культового режиссера.
Главный герой картины Мишель Пуакар - молодой бездельник. Деньги достаются ему легко, так же легко он их и тратит. Единственный минус - заработок Мишеля незаконен.
«На последнем дыхании» - первый полнометражный фильм Жана-Люка Годара. Эта картина стала одной из первых и наиболее характерных картин «французской новой волны». Ленту сняли всего за месяц и за крохотный бюджет. Съемочная группа экономила на всем. К примеру, для движения камеры пришлось использовать инвалидную коляску, сценарий сочиняли перед началом съемочного дня, а диалоги актеры сочиняли на ходу. Несмотря на такие условия, лента «На последнем дыхании» сразу же принесла режиссеру мировую известность и стала одной из знаковых в его биографии.
Главный герой картины Поль Жаваль - известный писатель, которому приходится зарабатывать на жизнь написанием сценариев к фильмам. Вместе с супругой Камиллой они отправляются на остров Капри на съемки исторической ленты, за сценарий к которой Полю предложили хорошие деньги. Пока писатель занят работой, режиссер фильма пытается соблазнить Камиллу, из-за чего между героями завязывается экспансивный любовный треугольник.
Это первый фильм Годара с миллионным бюджетом. Кроме того, продюсеры пригласили на главную роль секс-символа эпохи Бриджит Бардо, и обеспечили ленте всемирный прокат. Режиссер снял «Презрение» по мотивам одноименного романа Альберто Моравиа. Фильм знаменит своей музыкой, которую к нему написал Жорж Делерю. Впоследствии она не раз использовалась и другими режиссерами, например, Мартином Скорсезе в фильме «Казино».
Даже в ленте такого уровня и масштаба, Годар оставался режиссером «новой волны». Он издевался над продюсерами и практически превратил фильм в аллюзивную критику на киноиндустрию. Даже название «Презрение» выбрано не просто так. Это то чувство, которое Годар испытывал по отношению к папарацци и звездам.
«Банда аутсайдеров» повествует историю главной героини Одиль, которая на курсах английского языка знакомится с двумя парнями - Артуром и Францем. Эта связь оборачивается тем, что молодые люди уговаривают девушку стать частью ограбления.
Драма-нуар «Банда аутсайдеров» снята по произведению Долорес Хитченс «Золото дураков» и также является знаковым фильмом «новой волны». Бернардо Бертолуччи, будучи поклонником творчества Годара и таким же любителем аллюзий, в своем прославленном фильме «Мечтатели» использовал отсылку на сцену из «Банды аутсайдеров». В фильме есть сцена, в которой персонажи бегут по парижскому Лувру. Интересно, что Годар не получал официального разрешения на съемки в музее: он по-тихому пронес камеру и велел актерам бежать по залу. А охранники, преследующие героев в сцене, - сотрудники музея, работавшие в тот день. «Алиса в стране чудес встречает Франца Кафку», - сказал режиссер о своей ленте.
Действие фильма «Альфавиль» происходит на далекой планете. Там торжествует тоталитаризм, а во главе стоит жестокий и опасный профессор фон Браун, создавший искусственный интеллект под названием Альфа-60 и с его помощью захватил всю планету.
Последовав тенденциям 1950-х годов, Жан-Люк Годар снял фантастический художественный фильм на основе романа Поля Элюара. В итоге эта новаторская лента стала примером для подобных фильмов, которые снимали в Голливуде. Фильм получил «Золотого медведя» на Берлинском кинофестивале. Будучи картиной-первопроходцем, фантастика «Альфавиль» и сегодня актуальна благодаря множеству аллюзий и реминисценций на вполне реальное фашистское прошлое.
Фердинанд удачно женат на богатой женщине, у них есть маленький ребенок. Однажды, в их безоблачную семейную жизнь приходит Марианна - няня, которую наняли для ребенка. С того момента жизнь каждого героя картины переворачивается, в частности из-за неблагополучного прошлого Марианны.
Фильм снят по роману Лайонела Уайта «Одержимость». «Безумный Пьеро», в компании с «Презрением» считаются наиболее яркими в визуальном плане работами Годара. Это третья картина, которую Годар снял в цвете. Премьера ленты состоялась в рамках 26-го Венецианского кинофестиваля в 1965 году, и позже стала самой успешной в творчестве Годара с точки зрения проката.