Как создавались костюмы к фильму "Щелкунчик и четыре королевства"
6 декабря в украинский прокат выходит "Щелкунчик и четыре королевства" - главный рождественский фильм года. О том, как создавались костюмы, Vogue.ua рассказала художник Дженни Беван.
Засахаренная слива, драже и конфеты - референсы к костюмам в кино еще никогда не были такими сладкими, как в сказке "Щелкунчик и четыре королевства". Создать сказку, в декорациях которой хотелось бы оказаться любому ребенку и взрослому на земле - такую цель ставила перед собой команда фильма во главе с режиссерами Лассе Хальстремом и Джо Джонстаном. Вдохновлялись легендарным балетом Петра Ильича Чайковского, фарфоровыми куклами, викторианским Лондоном и... сладостями всех мастей.
Самый "сладкий" образ получился у феи "Драже" (Сахарная фея), роль которой досталась Кире Найтли. Она заправляет королевством сладостей (всего в "Щелкунчике..." четыре королевства) - с его пряничной архитектурой и декором, похожим на конфеты. Цвет ее платья Дженни Беван описывает так: "Он больше всего похож на засахаренную сливу: светло-фиолетовый, с переливами, как на драгоценных камнях". Это пышное платье из органзы, покрытое "всем сразу": жемчугом, блестками, вышивкой и мелкими розовыми бусинками. Костюм Киры Найтли оказался самым сложным для команды художников: на него ушло 100 метров ткани и больше 1000 часов работы. Дженни также рассказывает, что Кира Найтли не могла в нем сидеть на обычных стульях из-за его пышной и сложной юбки, поэтому сзади в платье вшили мини-стульчик.
У главной героини Клары, которую играет молодая британская актриса Маккензи Фой, костюмы чуть проще, но не менее интересные. "По натуре Клара не принцесса, а скорее томбой: она мало думает о волосах и гардеробе, тем временем мечтает о научных экспериментах и возится со своими инструментами, - говорит художник по костюмам. - На дворе 1870-й, начало технической революции в Англии, и Клара влюблена в механику". В некоторых сценах, словно подчеркивая это, художники подготовили ей и вовсе воинственный образ: Клара появляется в военном мундире времен 19-го века с золотыми пуговицами и нашивками. Но в остальных сценах она изящная и женственная: например, в начале фильма во время торжества во дворце у Дроссельмейера Клара появляется в лаконичном сиреневом платье из тафты с примесью органзы. "Маккензи очень тоненькая, поэтому мне хотелось создать максимально изящно платье", - говорит Дженни Беван. Сдержанное платье с драпировкой волшебно смотрится на фоне заснеженного леса, когда Клара прямо с вечеринки отправляется в свое путешествие по четырем королевствам.
Дженни Беван - один из самых талантливых костюмеров в Британии, в арсенале которой две премии "Оскар", за фильмы "Комната с видом" и "Безумный Макс: дорога ярости". Несколько лет Дженни работала в британской студии, которая занималась производством исторических фильмов, и набила руку и стиль на костюмных драмах, в том числе и на "Шерлоке Холмсе" Гая Ричи, и "Король говорит!". В "Щелкунчике..." она с головой окунулась в мир любимого костюмного кино, но без строгих исторических отсылок - викторианский Лондон лишь отчасти стал ее точкой отсчета. Например, жители сказочных королевств, сквозь которые путешествует Клара в поисках ключах от музыкальной шкатулки своей матери, вдохновлены сказками - и похожи на фарфоровых кукол, оловянных солдатиков и марионеток. Такими куклами вполне могли играться дети в 1870-м году.
Новый персонаж всем известной сказки - матушка Джинджер, правительница четвертого, зловещего и таинственного королевства. "Играть ее одно удовольствие. Это новая героиня - я могу сделать ее какой захочу!", - делится Хелен Миррен. В итоге мамаша Джинджер получилась похожей на пирата: у нее есть деревянный меч, все ее одежда изорвана и разорвана, волосы ярко-рыжие, и она не такая чистенькая и аккуратная, как Сахарная фея. "Ее костюм экзотический и яркий, как и она сама, - говорит Дженни Беван. - Придумывая его, я подумала о том, что в прошлом Джинджер была марионеткой, которую забыли и забросили на шкаф, поэтому она немного помятая и пыльная". Вдохновением для прически матушки Джинджер стали женщины на картинах Томаса Гейнсборо, британского графика и портретиста середины 19-го века: это пышный начес, заколотый сзади.
Гигантские сани, настоящая рождественская елка, украшенная викторианскими свечами, струнный квартет, фарфоровые лебеди и олени: художники потратили 14 недель на то, чтобы своими руками построить и создать декорации и костюмы для "Щелкунчика..." Погрузиться в сказку можно уже с 6 декабря.