Сняли напряжение: как энергетическая блокада Крыма скажется на энергобалансе Украины
История с «отключением» Крыма будет иметь последствия не только в энергетической, но и в политической сфере.
Под вопросом окажется стабильность поставок электроэнергии на юг Украины: Министерство энергетики и угольной промышленности уже сообщило, что под угрозой перебоев с электроснабжением оказалось 40% потребителей Херсонской и Николаевской областей; часть Херсонской области получает электроэнергию по временной схеме.
В результате аварии диспетчеры НЭК «Укрэнерго» вынуждены были изменить загрузку украинских электростанций, уменьшить нагрузку на атомные станции и дополнительно загрузить ТЭС, увеличив сжигание дефицитного угля, сообщается на сайте министерства.
Так есть ли угроза для отечественного энергорынка из-за остановки поставок электричества в Крым, и может ли это спровоцировать веерные отключения по всей Украине?
В ситуации с отключением электроэнергии Крыму не все так однозначно, как кажется на первый взгляд. Для энергетической блокады был выбран очень «удобный» момент. Объясню почему: в ближайшие пару недель должна быть введена в эксплуатацию первая очередь российского энергомоста Кубань – Крым мощностью 400 МВт (Украина поставляла в сутки более 600 МВт). Запуск второй очереди энерогомоста планируется к лету. А это значит, что уже с декабря Крым не будет так сильно зависеть от украинской электроэнергии, а потом и вовсе сможет от нее отказаться.
Повреждение ЛЭП произошло именно сейчас, когда импорт электроэнергии из России в Украину приостановлен, а энергомост в Крым еще не работает. Истекали последние дни, когда энергоблокаду можно было ввести с таким эффектом. То, что Украина не импортирует электроэнергию из России – важный фактор. Если бы этого не было, энергоблокада, мягко говоря, могла бы превратиться в пшик.
Контракт на импорт электроэнергии из России предусматривает также полные и бесперебойные поставки в Крым. По сути, сейчас контракт мы нарушаем. «Укринтерэнерго», конечно, может сослаться на форс-мажор, но, когда нам понадобится электроэнергия, РФ может нам попросту ее не поставить, а это приведет к тому, что внутри страны придется применять веерные отключения.
С одной стороны, можно сказать, что это был политический ход, некий инструмент влияния на Россию, но с другой – нужно понимать, когда это было сделано. Исходя из этих факторов, не совсем понятна позиция руководства Украины, которое длительное время якобы «ничего не замечало».
Подрыв ЛЭП произошел в нашей стране, а в Уголовном кодексе Украины есть статья, по которой предусмотрено наказание за уничтожение объектов энергетической инфраструктуры и вмешательство в их работу. Причем это не первая попытка отключить питание Крыму – умышленное повреждение и подрывы линий электропередачи были и ранее. Но и власть, и правоохранительные органы просто закрывали на это глаза, что дало возможность в конце концов реализовать задуманное.
Складывается впечатление, что те, кто спровоцировал историю со взрывом электроопор, просто не думали о последствиях, а преследовали цели собственного пиара. Мне кажется, к этим событиям имеет отношение украинская власть. Конфликт на востоке Украины в определенной мере затухает, в то время как социально-экономическая ситуация внутри страны накаляется, еще и платежки за коммунальные услуги по новым тарифам пришли.
Власть понимает, что в связи с этим могут возобновиться гражданские протесты – особенно в контексте годовщины Революции достоинства. А такая – «взрывная» – повестка дня разряжает обстановку. Вот и получается, что формально власть ничего не сделала, но все понимают, что эта блокада была бы невозможной без молчаливого содействия с ее стороны.
Кроме того, если таким образом отдельные лица решают свои проблемы повышения популярности и преследуют собственные политические цели, то для украинской политической сферы в целом эта ситуация будет иметь плачевный эффект. Возможно, инициаторы этих взрывов не понимают, с чем они играют, ведь Украина может остаться зимой без света.
Ответным шагом на подрыв ЛЭП в Крым может стать подрыв железнодорожных соединений, по которым в Украину везут антрацит из «ДНР» для наших ТЭС. Тогда украинские станции через 2-3 недели столкнутся с огромным дефицитом угля, и мы попадем в ситуацию декабря 2014 года, когда Украина была вынуждена импортировать электроэнергию из России. А сегодня Россия нам может ее и не поставить. Кроме того, «отключив» Крым от энергоснабжения, Украине придется изменить схему работы энергосистемы на юге Украины – в Херсонской и Николаевской областях, но в этом контексте, думаю, особых проблем не должно возникнуть.
Сейчас у власти есть несколько позитивных факторов: во-первых, снизилось потребление электроэнергии на 10-12% по сравнению с прошлым годом. А во-вторых – развернуты несколько блоков Бурштынского энергоострова и достроены линии электропередачи с Ровенской АЭС на ПС Киевская. Но гарантий, что даже при этих благоприятных обстоятельствах с началом похолоданий веерных отключений не будет – нет. Это понимают и в «Укринтерэнерго», и лично министр Владимир Демчишин.
Крайней ответной мерой со стороны России может стать отказ от параллельной работы с энергосистемой Украины. В случае дефицита электроэнергии может произойти блэк-аут с разрушением украинской энергосистемы, и нам неоткуда будет ее запустить, кроме как от российской. Нас не сможет обеспечить ни Европа, ни Беларусь, ни Молдова. Две последние хотя и работают с нами параллельно, но они сами энергодефицитны, им самим не хватает электроэнергии в определенные периоды. В теории, отключение от параллельной работы с Россией возможно, но я надеюсь, этого не произойдет.
Антикризисный план Кабмина, который будет утверждаться на текущий год, содержит детальные пошаговые инструкции – как действовать в случае блэк-аута, и как запускать украинскую энергосистему, в том числе по каким линиям электропередачи они запитываются от российских электростанций.
Подрыв ЛЭП с последующим отключением электроснабжения может еще дальше оттолкнуть население Крыма от материковой Украины. Если в вашей квартире кто-то возьмет и отключит свет, захотите ли вы с ним дружить? Вряд ли. Из-за энергетической блокады крымчане точно не полюбят Украину. Поэтому, если кто-то еще рассматривает Крым как часть Украины, то подобные действия абсурдны.
В свое время возникали вопросы об убыточности поставок электроэнергии на Крымский полуостров, потому что тариф, по которому «Укринтерэнерго» покупал энергию на оптовом энергорынке, в отдельные периоды превышал цену реализации в Крым. Эта диспропорция была ликвидирована путем повышения отпускной цены. Поэтому сейчас и для оптового энергорынка Украины, и для «Укринтерэнерго» поставки электроэнергии в Крым стали прибыльны, государство зарабатывает на этом деньги. Долгосрочной перспективы этот заработок не имел, так как Россия задекларировала намерение в обозримом будущем отказаться от закупки электроэнергии в Украине. «Отрезав» Крыму свет, мы не только дали дополнительные аргументы для подобного шага, но и ускорили этот процесс.