Не только "Служебный роман": за какие роли мы любим Алису Фрейндлих
8 декабря - день рождения Алисы Фрейндлих - актрисы, в чьей фильмографии сплошная классика, будь то "Служебный роман", "Сталкер", "Жестокий романс" или незабвенные "мушкетеры".
84-летняя Алиса Бруновна и сейчас является востребованной артисткой, уже более 35 лет остается звездой Большого драматического театра имени Товстоногова в Санкт-Петербурге. В кино актриса снимается редко. Кроме театральной сцены Фрейндлих можно изредка увидеть на странице в Instagram ее внучки Анны. Напомним, что замужем актриса была трижды, у нее есть дочь Варвара и двое внуков. Алиса Бруновна часто проводит с ними время, но в интервью все же признается, что чувство одиночества ей знакомо.
В день рождения любимой зрителями звезды вспоминаем о тех ее ролях, которые не так хорошо известны, как перечисленные нами в самом начале, но не менее ярко исполнены!
"Повесть о молодоженах"
За два года до того, как Фрейндлих снялась в знаменитой комедии "Полосатый рейс", была роль в мелодраме "Повесть о молодоженах". В любовной истории, где сыграли также Татьяна Пельтцер, Евгений Леонов, Сергей Юрский, 25-летней Фрейндлих досталась не самая значительная роль, но зрителям запомнилось ее лицо.
К тому моменту у актрисы на счету было уже достаточно работ в театре, а вот на киноэкране она еще практически не появлялась. Тот период - конец 50-х - знаменателен и тем, что артистка познакомилась со своим первым мужем, театральным режиссером Игорем Владимировым, который был на 16 лет ее старше. Их семейный и творческий союз продлился около 20 лет (Фрейндлих долгое время играла у мужа в театре имени Ленсовета).
"Любить..."
Фильм 1968 года режиссера Михаила Калика "Любить..." собрал множество звездных имен, в нем сыграли молодые Алиса Фрейндлих, Андрей Миронов, Игорь Кваша, Екатерина Васильева, Светлана Светличная. У Фрейндлих была роль влюбленной кондукторши Ани.
Музыку к фильму написал Микаэл Таривердиев, слова песни - Евгений Евтушенко. Лента состояла из четырех новелл, каждую из которых предварял эпиграф из "Песни песней" Ветхого Завета. В картину также вошли отрывки беседы с Александром Менем о смысле и сущности любви, а также интервью с прохожими. По сути, это было смешение документального и художественного кино.
Фильм фактически был запрещен, точнее, сначала попал под безжалостную цензуру: вырезали почти все интервью, цитаты из Ветхого Завета, проповедь Меня. Режиссер обратился в суд, но заседание так и не состоялось, а на самого Калика завели уголовное дело. Авторскую копию фильма конфисковали при обыске. Она, кстати, так и не была найдена, а в 1990 году Михаил Калик частично восстановил и доработал картину.
"Вальс"
Режиссер Виктор Титов рассказал эмоциональную историю о страшных днях блокады Ленинграда под потрясающую музыку Штрауса и Шнитке. Главной музыкальной темой картины 1969 года стал вальс Штрауса "Сказки Венского леса".
Алиса Фрейндлих играла в драме Титова домработницу Марусю. Для актрисы эта тема была особенно близка: на момент начала блокады она была первоклассницей, и они с матерью едва пережили это время.
Главное впечатление моего детства - война, блокада. Хорошо помню, как напряженно смотрела на часы: когда же стрелка наконец дойдет до нужного деления и можно будет съесть крохотную дольку от пайки хлеба? Такой жесткий режим устроила нам бабушка - и потому мы выжили,
- рассказывала Фрейндлих.
"Анна и командор"
Мелодрама с Алисой Фрейндлих, Василием Лановым и Иннокентием Смоктуновским не растрогает разве что напрочь лишенного эмоций. Красивый и трогательный фильм о любви, боли потерь и силе характера, вышедший в 70-е, был встречен кинокритиками прохладно. Сейчас же знатоки отмечают и великолепную работу актеров, и безупречные диалоги.
Фильмы-сказки
Образ Алисы Фрейндлих не очень ассоциируется с детскими фильмами, и все же она отлично сыграла в лентах по мотивам известных сказок. Актриса исполняла главную роль в фильме 1986 года "Тайны Снежной королевы" и была в этом образе более чем убедительна. Впервые же она играла в фильме-сказке за десять лет до этого - в ленте "Принцесса на горошине", где ей досталась роль королевы-матери.
"Сталкер"
Возможно, для широкой публики Алиса Фрейндлих - это, скорее, королева Анна из красочной музыкальной ленты "Д'Артаньян и три мушкетера", чем жена Сталкера из культовой ленты Тарковского, вышедшей, кстати, в один год с "мушкетерами" Юнгвальд-Хилькевича. Тем не менее именно монолог актрисы из "Сталкера" вошел в число самых сильных по воздействию моментов этой ленты - да и вообще советского кинематографа. Интересно, что в роли жены Сталкера Тарковский намеревался снимать свою жену, но после проб Фрейндлих не видел в этом образе больше никого. Режиссер даже хотел оставить в финальной версии картины кадры монолога, снятые прямо во время проб.
"Опасный возраст"
"Опасный возраст" - кино о вечно актуальных проблемах: тут и кризис 40-летних, и усталость друг от друга любящих когда-то людей, и отношения отцов и детей... Вместе с Алисой Бруновной в ленте снялись литовский актер Юозас Будрайтис и юный Антон Табаков, исполнивший роль сына главных героев.
"Последний пылкий влюбленный"
Алиса Фрейндлих играла в одноименной постановке в театре имени Товстоногова, а в 1989 году на экраны вышел телеспектакль "Последний пылкий влюбленный". Телеверсия спектакля по пьесе Нила Саймона достойна отдельного упоминания еще и благодаря образам героини Алисы Бруновны: по ним можно изучать моду 80-х!