Что душа делает на 3, 9 и 40 день после смерти, с точки зрения верующих
При желании можно найти массу свидетельств о внетелесном опыте, как и рассказы переживших клиническую смерть - каждый сам выбирает, верить этому или нет. пишет Умный журнал.
А что внушает верующим церковь и почему именно эти дни имеют особое значение в православной традиции?
По православной традиции принято хоронить человека на 3-й день после смерти и устраивать поминки на 9-й и 40-й дни. Первым днем при этом является сам день кончины, именно с него (а не со следующего дня) ведется отсчет.
Согласно тексту, Макарий Александрийский узнал о посмертных скитаниях душ напрямую от ангелов, с которыми беседовал в пустыне в присутствии своего ученика. "Ангельское откровение" по части дат было следующим.
Третий день
Душа получает от сопровождающего ее ангела облегчение в скорби, какую чувствует от разлуки с телом. В подражание воскресению Христа она впервые возносится на небеса, чтобы поклониться Богу.
Поясняется, что если душа любит тело, то в течение первых двух дней она скитается неподалеку и, как птица, ищет себе гнездо. (Кстати, поэтому православные и не совершают погребение раньше - чтобы не "расстраивать" душу, которая пока еще привязана к здешнему миру).
Когда же на третий день за нее молятся в церкви и приносят пожертвование, то в душе "рождается благая надежда".
"Священный час", Кристоф Ваше, 2005
Девятый день
6 предыдущих дней, с момента первого визита к Богу, душа гостила в раю и любовалась на обители святых. Там она, с одной стороны, забыла земную скорбь, но с другой, стала сокрушаться о своих грехах, считая себя недостойной райской благодати.
На 9-й день ангелы забирают душу из рая и вторично возносят к Богу. После ей предстоит долгая "экскурсия" по аду. (Это символически соотносится со смертью Христа на кресте в 9-м часу и его сошествию в ад перед воскресением).
Поэтому на 9-й день душе снова нужна поддержка в виде молитвы и поминок: это облегчает ее участь, дает передышку в безутешном самобичевании. Ходить при этом на кладбище или нет - это выбор близких, "плохих примет", обязательств или запретов для верующих нет, говорят священники.
"Купеческие поминки", Фирс Журавлев, 1876
Сороковой день
Душа умершего заканчивает 30-дневные метания по аду, где ей показывали "места мучений, разные отделения ада и разнообразные мучения нечестивых, находясь в которых души грешных непрестанно рыдают и скрежещут зубами".
Ангелы в третий раз возносят повидавшую виды душу к Богу - теперь уже на суд. Бог-судья определяет, где она будет пребывать в ожидании воскресения из мертвых и Страшного суда - событий в неизвестном будущем, которые обещаны Библией и связаны со Вторым пришествием Христа.
Поэтому на 40-й день душа особенно нуждается в том, чтобы за нее молились и поминали добрым словом, причем чем больше людей, тем лучше. Считается, что это поможет склонить Божий суд к благоприятному решению, ведь за человека, который совершил больше зла, чем добра, живые усердно просить не будут.
"Родительская суббота", Константин Иванов, 1997
Почему именно 40 дней
Периодом в 40 дней измеряются многие библейские события, но конкретно о 40-дневном трауре нигде не сказано. Иакова оплакивали 70 дней (40 дней бальзамировали), Моисея - 30 дней. Так что 40-дневным странствиям души после смерти ближе всего соответствуют 40 дней, в течение которых воскресший Иисус являлся апостолам, пока не произошло его Вознесение.
Стоит отметить, что у католиков (а это крупнейшая ветвь в христианстве) нет привязок к третьему, девятому и сороковому дням после смерти. Близкие усопшего сами назначают день похорон. Как и поминовение - в любые дни любого времени года, по своему желанию.