Яценюк ударил по России за счет Коломойского
«Нами приняты меры в отношении консультаций, однако Россия не согласилась на законные условия украинской стороны. Поэтому правительство приняло решение о введении запрета на все транзитные пролеты для всех российских авиакомпаний через авиапространство Украины», - сказал Арсений Яценюк.
Министерство инфраструктуры повязало это распоряжение с «обострением военной и общественно-политической ситуации» – без особых объяснений, что именно имеется в виду – но то уже такое, детали.
Таков логичный и, к сожалению, ожидаемый финал украино-российских авиационных санкций и контрсанкций. То есть не финал, конечно – но то, что Россия задействует зеркальные меры, сомнений не вызывает ни у кого. Желание украинского премьера «банить» часть российских компаний, разрешив полеты нескольким второстепенным брендам в обмен на отсутствие санкций в отношении украинских компаний, получило ожидаемое дипломатическое фиаско.
Какими будут последствия для россиян? Более чем существенными. Хотя не такими тяжелыми, как могли бы быть, к примеру, полтора года назад – до того, как «нелетным» стал Донбасс. Впрочем, и сейчас полетное время для большинства российских рейсов в Восточную и Южную Европу вырастет как минимум на полчаса.
Летать в обход Украины уже давно пытается российский Аэрофлот и маршруты многих его рейсов теперь выглядят довольно оригинально.
Потери для компании – по ее собственным данным, составили до 100 миллионов рублей ежемесячно. После запрета транзита через наше небо общие потери российских компаний, по мнению президента российской Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимира Тасуна, составят около 0,5 миллиарда рублей ежемесячно.
Зато зеркальные санкции с российской стороны ударят не по полудюжине компаний, как это было в России. Главной жертвой российских санкций, безусловно, станет близка и родная Игорю Коломойскому компания МАУ.
Потому что с 13 рейсами в неделю из Киева в Москву и Питер (плюс «мелочи» в виде рейсов на Калининград и Москву из Одессы) МАУ далеко обходит всех конкурентов по прибыли – и зависимости от российского рынка. Впрочем, Москва – Москвой, но при условии закрытия российского неба для украинских компаний путешествия МАУ в Казахстан, Узбекистан, Китай или Таиланд будут напоминать какое-то кругосветное путешествие эпохи Великих географических открытий. Пресс-служба МАУ объявила об убытках в 35 миллионов долларов в год. Даже, если они немного преувеличили – то потери, как ни крути, ощутимые.
При том можно, конечно, сказать, что убытки МАУ – это беда исключительно Коломойского.
Если бы не тот печальный факт, что финансовые потери из-за необходимости огибать Россию в полетах на восток компания сначала переложит на пассажиров, а если те откажутся летать – эти направления просто «закроются». То есть не закроются, конечно – но лететь из Киева в Шанхай, например, придется через Будапешт или Берлин. Хотя смотря на цены украинских авиаперевозчиков, это не так уж и изменит существующую ситуацию – проигрыш будет больше временной, чем финансовый.