Фильм "Пирсинг": на каждого маньяка найдется другой маньяк
В украинских кинотеатрах стартовала черная комедия "Пирсинг", которая с подачи прокатчиков прикидывается эротическим садомазохистским триллером. Эдакая извращенная американо-японская версия советской "Иронии судьбы, или С легким паром". Как раз к Новому году.
Американская лента, впервые показанная на кинофестивале "Сандэнс", является адаптацией одноименного романа скандального японского писателя Рю Мураками, также написавшего "Все оттенки голубого", "Дети из камеры хранения", "69", "Мисо-суп"... По одним только названиям очевидно, что этот литератор - большой провокатор.
В первой же сцене зрителя ожидает шок. Главный герой, на первый взгляд обычный муж и отец, стоит над кроваткой младенца, собственного ребенка, возведя над ним нож для колки льда. Да, этот герой - маньяк, которого мучит жажда убийства, но он все сдерживается и сдерживается. А воздержание, как известно, до добра не доводит. И чем сорваться и в порыве необузданного желания заколоть собственное дитя, лучше уж удовлетворить потребность где-то на стороне.
Поэтому герой составляет план действий: уехать, снять номер в отеле, вызвать проститутку... да, жертва должна быть проституткой, но непременно англоязычной проституткой, она должна кричать и звать на помощь на английском... Собирает дорожную сумку, прихватив веревку, нож для колки льда, чистящие средства, сменную одежду... и, поцеловав жену в щеку, малышку в лобик, отправляется в "командировку".
"Каждый год, 31 декабря, мы с друзьями ходим в баню... мы там моемся...". Ну, помните да ведь эту историю? Конечно, помните. Каждый год, 31 декабря... скромный, робкий и с первого взгляда очевидно, что незадачливый серийный маньяк по имени Рид (похожий на Кита Харингтона из "Игры престолов", только более приземленный актер Кристофер Эбботт), имеющий симпатичную жену Мону и пухлощекую новорожденную дочь, ходит кого-нибудь убивать. Нет, на самом деле осознанно Рид делает это впервые, пытаясь повторить опыт юности, но потенциально он, конечно же, серийник, нуждающийся в регулярности. И вот ведь ирония судьбы: в лице гипотетической жертвы маньяк встречает... маньячку, что, естественно, сопровождается обилием курьезных сцен. "Я даже поливала его из чайника...", "Это не рыба, не заливная рыба, это стрихнин". Да-да, яды тут тоже имеются.
"Московскую невесту он забывает, обзаводится ленинградской...". Образу московской невесты Гали, которой главный герой периодически названивает, соответствует жена Мона (Лайа Коста из фильмов "Виктория" и "Новизна"). Относительно дорогая проститутка Джеки (Миа Васиковска) соответствует образу Нади. Как и события рязановской "Иронии судьбы", действие "Пирсинга" в основном разворачивается в пределах двух квартир: отельного номера и квартиры Джеки (не хватает разве что настырно названивающего в дверь Ипполита). Американский фильм даже начинается аналогично: с картинки "типового" многоэтажного и многоквартирного дома.
Очень важно, что создатели экранизации, несмотря на приглашение англоязычных европеоидных актеров, сохранили намек на японские декорации и японскую атмосферу. Действие типично американского фильма едва ли происходило бы в многоэтажке с огромным количеством маленьких уютных квартир, оснащенных маленькими окошками. Скорее, оно было бы перенесено либо в зону особняков, либо в дорогое съемное жилье на Манхэттене, которое дорогая проститутка может себе позволить.
Образ Джеки - вообще не американский: она не соответствует ни женщинам вамп, которые соблазняют потенциальных клиентов за барной стойкой фешенебельного отеля, ни обездоленным девушкам с улицы, которые выглядят пошло и дешево. Она куда больше созвучна с образом современной юдзе - легальной японской "женщины для удовольствий". Живет в небольшой, но красиво обставленной квартире, покупает хорошие вещи, культурно общается и готовит супы... Только вот любит себя колоть и резать и в целом страдает маниакальным психозом.
"У тебя такое симпатичное личико... Так и хочется по нему врезать. Сильно-сильно. Чтобы ты больше никому не понравился и навсегда остался со мной".
Фильм "Пирсинг" вполне можно назвать нетипичной лав-стори о встрече двух одиночеств. Японцы, как известно, много работают, мало утоляют потребности, а потом, разочарованные жизнью, разбитые депрессией, отправляются в лес для самоубийц. Рю Мураками написал позитивную, оптимистическую историю о том, что каждому сапогу есть своя пара, каждой гайке есть свой болт, каждому горшочку есть свой воздушный шарик... Словом, "ты - морячка, я - моряк, ты - рыбачка, я - рыбак, ты - маньячка, я - маньяк".