Следующий шаг: iPhone 3G, iPhone OS 2.0 и много чего еще
Это было самое яркое и насыщенное событиями открытие WWDC за всю их историю. Хотя не все из обещанного в тот день сбылось, а снижение цен на iPhone оказалось чуть ли не обманом, результат был достигнут: к концу 2008 года 1 % рынка мобильных телефонов был у Apple. Безответственное обещание авантюриста было выполнено. Чтобы занять один процент на мировом рынке смартфонов в 2008 году, Apple должна была продать примерно 11 миллионов iPhone’ов. К 9 июня их было продано всего 6 миллионов, а объем продаж стал сокращаться. Во втором календарном квартале 2008 их было продано 717 тысяч. Меньше миллиона штук за три месяца, впервые за кампанию.
iPhone все еще был модным и престижным гаджетом, но мода изменчива - с практической точки зрения, несмотря на все его достоинства, заменить традиционные смартфоны он не мог. Внешне все было благополучно: второе место на американском рынке смартфонов, от лидера отрыв невелик, вот только...
Ошибок было много - у Apple на этом рынке не было никакого опыта - но конкуренты рано радовались. На ошибках учатся. В марте, объявляя SDK "в узком кругу", Apple сделала шаг навстречу деловой Америке - и была услышана.
Как сказал известный компьютерный писатель и журналист Дэвид Пог, с этого момента в мире было три основных компьютерных платформы: Windows, Mac OS X и iPhone. И пусть в тот момент iPhone OS еще не была реальностью, заявленные направления ее развития и примеры "нативных" приложений сделали свое дело.
Все что было обещано корпоративной Америке, было реализовано в iPhone OS 2.0. И почти без проблем. MS Exchange, Active Link, VPN... IT-департаменты крупных корпораций довели все это до блеска.
На WWDC 2008 большим корпорациям (с персоналом в 500 или более сотрудников) были предложены особые условия разработки и дистрибуции корпоративных приложений - мне не довелось попробовать эту программу "на вкус", поэтому про нее рассказывать не стану. Отмечу только что это направление стало одним из самых успешных для Apple. То, чего так и не удалось достичь Mac OS X, iPhone и его операционная система достигли играючи.
Пресс-конференция по поводу открытия WWDC 2008, целиком, включая фрагмент с объявлением iPhone 3G, предлагаемый вашему вниманию в разделе про новый телефон.
(Длительность видео 01:43:58):
А вот с "Exchange для всех" (MobileMe и iWork.com) что-то пошло не так...
Это четвертая часть серии про iPhone и ему подобных, предыдущие части здесь:
Первая часть: MacWorld Expo 2007;
Вторая часть: Touch-интерфейс приходит на iPod;
Третья часть: iPhone для предприятий, iPhone SDK и App Store;
Четвертая часть: Леопард переселяется в iPhone.
iPhone OS 2.0
С анонимностью было покончено. То, что раньше называли "OS X", имея в виду настоящую Mac OS X - в чем была немалая доля правды, превратилась в iPhone OS. В октябре 2007 Стив пообещал открыть SDK, но открывать было нечего. С тем что существовало могли успешно работать только инженеры Apple, имеющие доступ к исходному коду, которые были в курсе условностей и ограничений.
А условностей и ограничений было очень много. Они раздражали, вызывали недоумение, привычки приобретенные в Mac OS X и в других операционных системах не работали.
Чего стоят, хотя бы, разрешение использовать только описанные в документации Apple API, запрет на использование (в любой форме) параллельных процессов, и жесткий (даже жестокий) контроль за всем этим при приемке программ в App Store.
Качество документации было не очень, пользоваться ей было неудобно: кто-то в компании очень сильно боялся что конкуренты украдут ее идеи и нанесут ей ущерб. Это мешало тем, что честно писал программное обеспечение для iPhone, а конкуренты все равно узнавали все, что их интересовало.
Трудностей было много, но...
Главным в iPhone OS 2.0 было превращение операционной системы телефона в важную компьютерную платформу. Популярность Objective-C быстро росла. Меня это радовало - я был уверен, что и интерес к Mac OS X у программистов тоже вырастет. Я ошибся, и Дэвид Пог тоже.
Список важнейших компьютерных платформ, в порядке их важности, вскоре выглядел так: Windows, iPhone OS, Android, Mac OS X.
iPhone 3G
Презентация iPhone 3G (длительность - 00:21:10)
Это фрагмент ролика, ссылка на который в начале статьи.
Пересказывать ролик не буду. Отмечу несколько моментов, которые неочевидны.
Фактически, это был тот же самый первый iPhone, только в новом корпусе, из черного и белого пластика. Тот же процессор, с номинальной тактовой частотой в 620 МГц, которую для снижения энергопотребления и рассеиваемого тепла пришлось уменьшить до 412 МГц, тот же жестокий (к программистам) объем оперативной памяти (128 Мегабайт!), в половине которого шевелилась операционная система, те же 8 или 16 Гигабайт постоянной памяти.
Одно из важных отличий - поддержка 3G - было подчеркнуто в названии модели. Это было главным требованием потребителей. Жадное до ресурсов сотовое радио первого iPhone уступило место еще более прожорливому - при этом время автономной работы телефона даже увеличилось (во всяком случае, официально).
Если все делать правильно. Я знал тысячу и один способ разрядить батарею "в ноль" за 15-20 минут с помощью встроенных в систему программ. Программно этого можно было добиться еще быстрее.
С аппаратной точки зрения, это был тот же самый "первый iPhone", но это были совсем другие смартфоны, теперь и в самом деле достойные этого названия - из-за iPhone OS.
Стив, с самым честным видом, объявил о снижении цен. iPhone 3G с 8 Гигабайтами стоил 199 долларов (по сравнению с 399 долларами у первого iPhone), с 16 Гигабайтами 299.
В списке вариантов - два черных iPhone 3G (с 8 и 16 ГБ) и один белый (16 ГБ). MacBook наоборот? Премиальный белый iPhone 3G стоил те же 299 долларов. А поставляться они будут сначала в 22 страны, до конца 2008 число охваченных стран доведут до 70... РФ в списке этих 70 не было.
На самом деле, 199 и 299, это правда. Но не вся.
Это цены в США, для других стран цены и условия - разные. Ровно столько (плюс налоги и сборы) брали за iPhone 3G, если одновременно с ним приобретался 2-летний контракт на услуги оператора мобильной связи AT&038;T (бывшего Cingular). С ежемесячной оплатой его услуг. AT&038;T был единственным оператором, с которым у Apple было соглашение. Тарифы были монопольными, со всеми вытекающими...
В итоге iPhone обходился покупателям в неизмеримо большую сумму чем 199 или 299 долларов.
А если у покупателя уже был контракт с AT&038;T, который прерывался при покупке нового устройства, клиент платил уже 399 и 499 долларов - на тех же условиях.
Через некоторое время, iPhone 3G разрешили продавать без привязки к оператору. За 599 и 699 долларов. То есть, iPhone 8 ГБ подешевел с 399 долларов до 599.
Но, несмотря на все это, iPhone’ы продавались как ледяная газировка в жаркий день.
Exchange для всех
Самим этими проектами заниматься мне не довелось, но с обеими компаниями дело иметь пришлось.
Про первую из компаний (280 North), ее фреймворк Cappuccino и язык Objective-J, можете прочитать в предыдущей части. Стив Джобс общался с Франсиско по поводу применения его разработок в проекте Apple - взяв подписку о неразглашении. Подробнее узнать не удалось. В 280 North были уверены что они круче второй компании... и что многомиллионный контракт уже у них в кармане.
Название второй мне неизвестно, ее руководитель был моим приятелем. Вторая компания разработала SproutCore, фреймворк на JavaScript, компактный и очень эффективный. Для реализации замысла Чарльз Джолли с несколькими друзьями по университету основали компанию в Праге (в то время там это было дешевле, расходы на жизнь ниже чем в США, и просто интересно), и в течение нескольких месяцев работали по 12-18 часов в сутки, а по выходным пили пиво в пражских пивных.
Тоже встреча с Стивом, тоже подписки о неразглашении - Стив предпочел SproutCore.
У Стива были серьезные проблемы со здоровьем, и очень много задач первостепенной важности. Он не смог плотно контролировать разработку MobileMe и iWork.com, когда Чарльз пытался убедить его подождать с выпуском проекта, Стив был не в настроении, пошел на принцип и...
MobileMe, фактически, провалился. iWork.com, кстати, работал отлично - я пользовался им, небольшие заусенцы были - но это была бета-версия, которой никто не занимался.
Ни до, ни после, про фреймворки на JavaScript нацеленные на эмуляцию среды Mac OS X в вебе я не слышал. Можно было бы пофантазировать на эту тему: мол, однажды Стив, по секрету...
Но не буду.
Продолжение следует
Android Apple IPhone Белый дом