Раскрыта еще одна тайна знаменитой «Джоконды» Леонардо да Винчи
Немецкие ученые вычислили направление ее взгляда и опровергли «эффект Моны Лизы», который называется еще «эффектом следящих глаз» и хорошо известен каждому, кто посетил хотя бы несколько музеев. Впрочем, с ним можно столкнуться и в храмах, поскольку этот эффект был знаком еще иконописцам. Используют его и плакатисты. Заключается он в том, что, в каком бы ракурсе по отношению к портрету ни стоял зритель, ему кажется, что взгляд человека с картины направлен прямо на него, сообщает lenta.ua.
Секретов особых тут нет. В реальности мы воспринимаем глаза человека как трехмерный объект, который так и называется - «глазное яблоко». Если человек следит за кем-то, глазное яблоко поворачивается таким образом, чтобы зрачки были постоянно направлены на этого «кого-то». Поэтому если человек на портрете изображен анфас, а взгляд его направлен прямо на художника, мозг посетителя музея или картинной галереи автоматически будет интерпретировать этот взгляд как направленный на зрителя, даже если тот будет стоять несколько сбоку от картины. Тем не менее, как рассказал Newsweek, ссылаясь на журнал i-Perseption, ученым Билефельдского университета в Германии удалось добавить к исследованиям «эффекта Моны Лизы», что-то новое.
Оригинальность опыта немецких ученых состояла в том, что они показывали участникам эксперимента на экране компьютера не сам портрет Моны Лизы, а ряд последовательно увеличиваемых изображений его центрального фрагмента вплоть до того момента, когда на экране оставались только нос и глаза. Участников опыта просили сказать, в каком направлении героиня портрета, по их мнению, смотрит. Оказалось, что зрители воспринимали взгляд Моны Лизы как направленный не на них, а, если брать усредненную оценку, под углом 15,4 градуса.
Герно Хорстманн с кафедры психологии того же университета интерпретировал результаты опыта с точки зрения психолога. Он объяснил, что ложно наблюдаемый «эффект Моны Лизы» говорит о том, что зритель подсознательно хочет быть в центре внимания находящегося рядом человека. Поэтому эффект сохранится и в том случае, если изображаемая модель смотрит не прямо на художника (и, уже в музее или картинной галерее, на зрителя картины), а на его ухо, что соответствует примерно углу 5 градусов. При превышающих эту цифру значениях угла эффект пропадает.
По словам ученых Билефельдского университета, их опыт, помимо развенчания самого «эффекта Моны Лизы», имеет потенциально важное значение для дизайнеров компьютерных игр, так как ощущение того, что взгляд компьютерного персонажа направлен прямо на игрока, усиливает эффект присутствия.
Тут стоит добавить к описанному в Newsweek то, что немецкие ученые продемонстрировали не только остроумный опыт, но и правильное маркетинговое чутье. Проведи они этот эксперимент не с «Моной Лизой», а с любым другим аналогичным портретом - и упоминание об их исследовании вряд ли стало бы «вирусным», как в данном случае. А Билефельдский университет - один из самых молодых в Германии и реклама ему не помешает.
Кстати, три года назад в американском Калифорнийском университете совместно с сердечно-сосудистым центром и женской больницей в Бригхэме заявили, что раскрыли тайну улыбки Моны Лизы, еще более знаменитую, чем эффект ее взгляда. По мнению медиков, внешность изображенной на картине жены флорентийского торговца шелком Лизы Герардини говорит о том, что она страдала гипотериозом - заболеванием щитовидной железы. И, мол, улыбка у нее соответствующая, поскольку гипотериоз влияет еще и на психическую деятельность. Неизвестно, насколько это добавило понимания к и без того знаменитой картине Леонардо, но дополнительную рекламу медицинскому центру и больнице, наверное, сделало.
Профессиональных же историков искусства и искусствоведов все эти «загадки», накручиваемые вокруг портрета Лизы Герардини уже сотни лет (раньше это делали не ученые, а писатели и поэты), давно уже раздражают. Они согласны с тем, что картина да Винчи действительно имеет важнейшее значение в истории искусства, но не из-за каких-то «загадок», а потому что Леонардо первым написал психологический портрет, акцентировав внимание на лице и руках своей модели.
В самом деле, если посмотреть на череду портретов, написанных до Леонардо (да и после него), можно увидеть, что для других художников детали одежды или всяческие атрибуты, говорящие о власти или богатстве их модели, значили не меньше, а то и больше, чем выражение их лица. Заслуга Леонардо да Винчи в том, что он первым заглянул в душу человека, портрет которого писал.
Обычный человек
ого! сколько я знаний получила! спасибо огромное!!!