Заметки о кэмпе: 13 мыслей Сьюзен Зонтаг
«Кэмп: записки о моде» - так будет называться новая выставка музея Метрополитен, которая откроется в Нью-Йорке 6 мая 2019 года. Тема главной выставки года, и следующего за ней бала Met Gala, непостредственно вдохновлена эссе писательницы и философа Сьюзан Зонтаг «Заметки о Кэмпе». В день рождения Сьюзен Зонтаг Vogue UA выбрал 13 ключевых мыслей писательницы, которые помогут понять сущность этого стиля.
Впервые эссе «Заметки о кэмпе» (Notes on Camp) были опубликованы журналом Partisan Review в 1964 году. Спустя два года Сьюзен Зонтаг включила свои «Заметки» в сборник под названием «Против интерпретации и другие эссе» (Against Interpretation and Other Essays). Это эссе включило культурные коннотации слова «кэмп» и определило его эволюцию как особого эстетического феномена. В «Заметках о кэмпе» Зонтаг пытается анализировать сущность стиля, рассказывает о его истоках и наглядными примерами показывает, что собой представляет кэмп и где его можно встретить.
«Сущность кэмпа - в его любви к неестественному: искусственному и преувеличенному».
«Эти заметки посвящены Оскару Уайльду. Он писал: "Следует либо быть произведением искусства, либо одеваться в произведения искусства"».
«В обширном значении: кэмп - это определенный вид эстетизма. Это один из способов увидеть мир как эстетическое явление. Таким образом, кэмп нужно рассматривать не с точки зрения красоты, а с точки зрения искусности, стилизации».
«Подчеркнем, что стиль пренебрегает содержанием либо задает такую точку зрения, с которой содержание безразлично. И это не говоря о том, что восприимчивость кэмпа не ангажирована, деполитизирована - или по крайней мере аполитична».
«Кэмп - это не только определенный взгляд и способ смотреть на вещи. Кэмп - это также качество, которое может быть свойственно объектам и поведению людей. Есть "кэмп" фильмы, одежда, мебель, песни, романы, люди, здания. Подобное разделение принципиально. Поистине, кэмп способен трансформировать опыт».
«Все, что является кэмпом - люди и предметы - содержит значительный элемент искусственности. По своей природе ничто не может быть кэмповским изначально».
«Отличительный знак кэмпа - дух экстравагантности. Кэмп - это женщина, закутанная в платье, сделанное из трех миллионов перьев».
«Кэмп - это искусство, которое ставит целью быть полностью серьезным, но не может восприниматься всеми как серьезное, потому что оно всегда выглядит "чересчур"».
«Кэмп - это последовательно эстетическое мировосприятие. Он воплощает победу стиля над содержанием, эстетики над моралью, иронии над трагедией».
«В кэмпе чувствуется серьезность (серьезность вовлеченности художника), а часто и пафос».
«Один из главных моментов кэмпа - развенчание серьезности. Кэмп игрив, антисерьезен. Точнее, кэмп подключает к «серьезности» новые, более сложные, связи. Он может быть серьезен во фривольности и фриволен в серьезности».
«Знаток кэмпа находит более искусные наслаждения. Не в латинских стихах и редких винах и бархатных халатах, а в грубом и распространенном наслаждении, в искусстве для масс».
«Кэмповский вкус - это, помимо всего, еще и некий вид наслаждения, высокой оценки. Кэмп ни в коем случае не осуждает. Кэмп великодушен. Он хочет наслаждаться. Он только выглядит злобным и циничным. (Или, если он циничен, то это не безжалостный, а легкий цинизм). Кэмп не утверждает, будто быть серьезным значит иметь дурной вкус; это не насмешка над тем, кто преуспевает в своей серьезности. Он учит лишь тому, как превращать в успех некоторые неудачи».