НАТО разрывается между Россией и Турцией
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, выступая на встрече министров иностранных дел альянса в Брюсселе, говорил о турбулентных временах и мрачном положении в отношении того, что касается безопасности. Речь шла не только об угрозе терроризма и войне на восточных и южных границах НАТО. После инцидента со сбитым Турцией российским бомбардировщиком неделю назад началось первое прямое военное противостояние между Москвой и членом НАТО за многие годы.
Поэтому на встрече в Брюсселе единства мнений в альянсе нет. С одной стороны, звучат заверения в том, что турецкая версия произошедшего верна, и потому министрам иностранных дел нужно обсудить, каким образом гарантировать Турции солидарность союзников. Так, Столтенберг сообщил о решении оказать поддержку турецким военно-воздушным силам.
С другой стороны, все стремятся к ослаблению напряжения и обмене военными данными, чтобы стратегический конфликт с Россией не превратился в вооруженный. Мы обсуждаем, как можно вернуть предсказуемость в наших отношениях, – заявил Столтенберг на полях встречи. – Мы должны найти пути и средства для того, чтобы действовать прозрачнее и сократить риски, чтобы не было новых происшествий и инцидентов, которые могут выйти из-под контроля.
В связи с этим министры хотят поручить военным НАТО разработать механизмы коммуникации, которые помогут избежать худшего. Они считают необходимым получать больше заблаговременно предоставляемой информации о запланированных полетах и оперативные сведения об изменениях во время операций. Когда дело доходит до прямого контакта, зачастую уже мало что можно сделать, потому что в течение нескольких секунд пилоты обязаны выполнить данный им приказ.
Однако из-за неразрешенного украинского конфликта многие восточноевропейские страны противятся возобновлению контактов на уровне военных. По словам не названного представителя НАТО, они хотят согласиться на это только с позиции силы, если усиление присутствия в Восточной Европе будет иметь прогресс.
Таким образом, НАТО оказалось в сложной ситуации. Альянс солидарен с Турцией, но хочет избежать обострения ситуации. А кроме того, ему нужна Россия для разрешения сирийского конфликта.