Новости и события » Общество » Спасти Ленинград от российского кинематографа

Спасти Ленинград от российского кинематографа

Спасти Ленинград от российского кинематографа

В январе, к 75-й годовщине снятия ленинградской блокады, деятели культурки, представляющие современный российский кинематограф, взялись наперегонки осчастливливать зрителей премьерами картин на тему «как это было».

Первым вылупился кинокадавр «Праздник» режиссера Красовского. Откровенно тупой, слабый и удручающе пошлый фильм, после просмотра которого хочется вымыть руки. Пожалуй, лучше всего в фильме удались финальные кадры, на которых Красовский вместе с Дедом Морозом жалуются на непонимание чиновников и просят зрителей занести денег - кто сколько сможет.

А 27 января, в памятную дату, любителей кино поспешил порадовать премьерой режиссер Козлов. В отличие от «Праздника», сюжет которого полностью притянут за уши, картина с претенциозным названием «Спасти Ленинград» (раннее название «Баржа № 752») снята на основе реальных событий, о чем сообщает аннотация к фильму.

В основе сюжета лежит реальная трагедия, разыгравшаяся на Ладожском озере осенью 1941 года, на вторую неделю блокады, во время ожесточенных боев на подступах к Ленинграду. 30 августа гитлеровские войска захватили станцию Мга, перерезав последнюю железную дорогу, связывающую город с остальной страной. 8 сентября части группы армий «Север» заняли город Шлиссельбург, взяв под контроль исток Невы. Если не считать воздушного сообщения, то единственный путь из Ленинграда на Большую Землю и обратно мог проходить только по Ладоге. 12 сентября буксир «Орел» совершил невозможное: доставил по озеру в осажденный город, в сложнейших метеоусловиях, две баржи с зерном и мукой.

В ночь на 17 сентября 1941 года из бухты Осиновец в Новую Ладогу вышел буксир «Орел», тянувший за собой баржу № 752, принявшую на борт (по разным данным) от 1100 до 1500 пассажиров, среди которых были женщины, дети, работники различных ведомств, а также взвод курсантов Ленинградского военно-инженерного училища. Барже предстояло пройти путь по озеру в 160 км.

Кто ни разу не был на Ладоге, тот вряд ли знает, какое это коварное озеро.

Шторма здесь бывают порой пострашнее, чем в открытом море. В довоенный период с Ладогой предпочитали не связываться и грузы везли в обход озера, по судоходным каналам вдоль берега. По этой причине в Ленинграде практически не было судов, способных выдержать удар стихии. Но другого выбора и другого маршрута во время блокады для Ленинграда не было.

Баржа № 752 вышла в путь при идеальной погоде, но в ночь на 17 сентября метеоусловия резко ухудшились и на озере начался шторм в 7-8 баллов, оборвавший буксировочный трос между «Орлом» и баржей, забитой людьми. Не приспособленное к плаванью в штормовую погоду судно стало тонуть. Волны смывали за борт людей не только с палубы, но даже из трюма. Чтобы привлечь к спасению людей находящиеся поблизости суда, был послан сигнал SO.

Первой на сигнал бедствия среагировала гитлеровская авиация. «Благородные рыцари Люфваффе» устроили бойню над бушующим озером, расстреливая как в тире терпящих бедствие людей.

Точных данных о погибших пассажирах баржи № 752 нет, но оценочно в ту страшную ночь смерть настигла более тысячи человек. «Орел» и подоспевшая канонерская лодка «Селемжа» под авианалетом спасли из штормовой воды 188 человек. В списках спасенных очень мало женщин и нет детей - всех их забрали стихия и пули фашистских летчиков.

Руководил спасательной операцией капитан 3 ранга Владимир Юрьевич Браман. К слову, этот человек в 1942 году воевал на подводной лодке К-21 и участвовал в торпедировании немецкого линкора «Тирпиц».

Баржу № 752 часто называют «ладожским Титаником». Ее трагедия потрясает, но она не уникальна. В первую военную навигацию на Ладоге от штормов и авианалетов противника затонуло 5 буксиров и 46 барж. На 160-километровом участке пути люди гибли десятками и сотнями. Но спасено было намного больше: свыше 33 тысяч человек. В Ленинград по тому же пути было доставлено более 20 тысяч военнослужащих.

Но вернемся к фильму.

Документального в нем, прямо скажем, немного, как нет и реальных прототипов героев - одни сферические персонажи в вакууме. В центре сюжета, как водится, любовь-морковь между курсантом-артиллеристом Костей и девушкой Настей, имеющей - какая неожиданность! - репрессированного папу.

На барже влюбленные (совершенно случайно) встречают выполняющего совершенно секретное и особо важное задание гнусного капитана НКВД Петручика, который когда-то вел дело Настиного отца. Несмотря на эту неловкую деталь, энкавэдэшик оказался не прочь приударить за симпатичной девушкой, которой так подгадил в жизни.

Тему любви и третьего лишнего негодяя режиссер Козлов откровенно сплагиатил с «Титаника» Кэмерона. Навязчивый капитан НКВД Петручик до оторопи напоминает повадками героя-злодея в исполнении Билли Зейна, вечно встающего на пути влюбленных.

Эпизод с играющим оркестром в трюме тонущей баржи также не оставлял сомнений в источнике, откуда черпал свое вдохновение режиссер Козлов.

А наручные часы главного героя можно с уверенностью назвать «Сердцем Ладоги» по аналогии с бриллиантом «Сердце океана» из «Титаника».

Занятно, что на пресс-конференции, открывшей показ фильма «Спасти Ленинград», режиссер Козлов яростно опровергал любые параллели с «Титаником», отрицая очевидное.

Но не «Титаник» единый послужил донором для «Спасти Ленинград». Было не менее очевидно, что в творческом процессе труженики кино решили сплагиатить еще и «Спасая рядового Райана» Спилберга.

Снять собственный вариант высадки на участке берега «Омаха» Козлову мешали рамки фильма-катастрофы. И ради их расширения были предприняты дичайшие сюжетные скачки от тонущей баржи до высадки десанта на берег Невы, которых в середине сентября 1941 года еще не было.

В общем, ради изрытого воронками берега, гор трупов, взрывов и трассирующих очередей, режиссеру в очередной раз пришлось принести в жертву заявленную в фильме историческую правду.

Козлов на той же пресс-конференции сказал, что батальными сценами гордится и даже готов поделиться самыми смачными эпизодами с самим Спилбергом.

Впрочем, кусочек из «рядового Райана» все-таки был перенесен и на тонущую баржу. Обороняющиеся так ловко вели огонь по немецким самолетам, что двумя винтовочными выстрелами уронили целых два «мессера». Куда там Покрышкину!

Как ни тужился режиссер Козлов, а до «Титаника» и «Рядового Райана» он так и не дотянул. И даже с «Утомленными солнцем - 2» не сравнялся: немецкие летчики в его картине не высовывали задниц из кокпитов, а тема сисек так и осталась нераскрытой.

Собственно, драмы из фильма-катастрофы Козлову тоже не удалось выжать. Фильм абсолютно стерильный в плане эмоций и не раскрывает масштаб трагедии. Его суть вкратце - как на ржавом корыте плывет влюбленная парочка, а им постоянно кто-то мешает. Война, НКВД, самолеты какие-то...

Финал фильма это только подчеркивает. Выбравшиеся из (как бы) кромешного ада, пережившие гибель сотен людей, выжившие влюбленные встречаются и ведут себя так, будто они только что увиделись после скучной морской прогулки, проведенной порознь.

Остается добавить, что эту печальную историю зрителю в лучших традициях «Титаника» рассказывает пожилая Настя. Удивительно, что не из аппарата «Мир» со дна Ладоги.

В общем, шедевра ожидаемо не получилось. И просто добротной кинокартины, которую захочется пересмотреть, тоже. Очередной киношлак в унылой череде таких же убогих картин. Больше всего обидно, что его премьеру подогнали к 75-летию снятия блокады. Как у парадного нагадили.

Единственный способ перебить мерзкое послевкусие - пересмотреть фильмы «Балтийское небо» и «Зеленые цепочки» с блистательным Павлом Луспекаевым, да еще «Ижорский батальон». Пожалуй, лучшие фильмы о блокаде Ленинграда. Что бы мы делали без культурного задела СССР?

Есть мнение, что единственный способ сберечь чувство прекрасного у зрителя - полностью запретить деятелям кино снимать фильмы про войну.

Никакого патриотизма они не прививают. Нельзя привить патриотизм, шельмуя и вызывая отвращение к собственной истории. Чтобы потом не удивляться - откуда берутся «коли из Уренгоя» и почему вчерашние гитлеровские прихвостни на государственном уровне охотно задирают заднюю лапку на нашу Победу.

Спасти Ленинград от российского кинематографа

Спасти Ленинград от российского кинематографа

Спасти Ленинград от российского кинематографа

Спасти Ленинград от российского кинематографа

Спасти Ленинград от российского кинематографа

Спасти Ленинград от российского кинематографа

Спасти Ленинград от российского кинематографа


Чому вашому бізнесу потрібен Android-додаток вже сьогодні?

Чому вашому бізнесу потрібен Android-додаток вже сьогодні?

Сучасний бізнес неможливо уявити без цифрових технологій, які відкривають нові можливості для залучення клієнтів, підвищення ефективності та масштабування діяльності. Одним із ключових інструментів для досягнення цих цілей є мобільні додатки. У 2024 році...

сегодня 11:18

Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх