Трусики с кисками и патриарх-конфетка: в Одессе ударили по коррупции перформансом
В театральном пространстве ТЕО состоялся показ спектакля-перформанса "Ресторан "Украина" с последующим обсуждением. Наконец-то в этих стенах, вернее романтичном подземелье, не громоздкая история о проблемах древних греков, а динамичное представление на злобу дня. Идеальный формат: меньше часа длится перформанс, примерно столько же публика с удовольствием обсуждает увиденное с участниками. Художественное оформление и саунд-дизайн проекта осуществил Евгений Якшин, исследование коррупционных кейсов - Петр Армяновский, световое решение - Евгений Копьев.
Уже во второй раз привозят в Одессу этот спектакль. Будем надеяться, привезут и новые работы этой команды. Надо сказать, хоть в фокусе перформанса "Ресторан "Украина" оказалось явление коррупции, весьма присущее современной Украине, многие зрители мужского пола вряд ли смогли бы повторить, что говорили со сцены актрисы. Уж очень хороши, а как танцуют (тело - их инструмент, которым девушки владеют совершенно), и эти трусики с принтом в виде киски как раз на нужном месте... Впрочем, в костюмах и туфлях на каблуках, со строгими прическами две красотки-блондинки смотрятся этакими "фрау наци нумер айн", а когда говорят "данке шон" поддержавшему проект Гете-Институту, просто мороз по коже!
Жанр постдокументального, постдраматического театра позволил появиться в спектакле голосам Януковича, Кернеса и Добкина, причем два последних державных мужа не чуждаются ненормативной лексики. Все это было бы смешно, когда бы между матерком не озвучивались обещания харьковчанам... Актрисы Нина Хижна и Оксана Черкашина, кстати харьковчанки, привнесли и свои личные истории. Девушки достаточно наивно полагают, будто участвовали в коррупционных схемах, вспоминая такое: "Однажды в ресторане, где мы с Нинкой работали аниматорами, нас на выходе начали ощупывать. А все почему? Потому что босс этого ресторана заподозрил аниматорш, уборщиц и посудомойщиц в том, что они начали тырить мясо! И нас не выпускали из ресторана...", "Мой дедушка был физиком-ядерщиком, и у него была вставная челюсть. И он считал своим долгом, когда приходил к стоматологу, дать ей 20 гривен в благодарность. Он засовывал ей двадцатку в карман халата, а потом, так как он очень плохо слышал, он вообще почти не слышал последние годы жизни, он кричал на весь коридор и подмигивал: "Ну, вы видели, что я вам там положил?! Вы видели!".
Особенно повеселила рассказанная Оксаной история без купюр о том, как ее схватили за задницу на одном из харьковских рынков, а руки-то заняты, но ответила она обидчику мощно!
Как справедливо заметили на обсуждении зрители, к коррупции личный опыт девушек не имеет никакого отношения. Коррупция - это когда пишешь о неправомерных действиях чиновников, вроде бы успокаивая свою гражданскую совесть, но от твоей писанины ничего не меняется, чиновники заносят деньги друг другу, а простой народ в этой схеме не участвует...
Оксана (та, что росточком повыше) призналась, что может дать доктору десятку, так как считает себя душевным человеком. И готовых рецептов, как побороть коррупцию, в спектакле, конечно, нет. Зато возникает восхищение высоким профессионализмом исполнительниц, да и всех остальных авторов представления. Смотришь на проблему, с которой уже сжился, чуть по-иному. Ведь именно коррупция разоряет страну уже долгие годы! В финале перформанса девушки терзали разлегшуюся на столе символическую фигуру патриарха (вождя, отца, мужа, друга, любовника, режиссера - ненужное зачеркнуть), а из нее сыпались конфетки... Воистину сладка жизнь тех женщин, которые умеют исполнять социальные роли, продиктованные половым различием! Это одна трактовка мизансцены, может быть еще много вариантов.
К слову, режиссура "Ресторана "Украина" была во многом коллективной, все имели право голоса.
"Когда руководитель харьковского управления культуры поздравила нас с премьерой, я поняла: любой протест власть поглощает, присваивает себе", - поделилась своим наблюдением Оксана.
"Неизвестно, что является большим фарсом: то, что мы показывали на сцене или то, что власть предержащие творят на своих постах", - сказала Нина.
"Коррупция есть во многих странах, но в Украине она дала большие метастазы, - говорит драматург и режиссер Дима Левицкий. - У нас постсоветская страна с диким капиталом, слабыми институтами. Власти традиционно относятся к театру как к обслуживающему искусству, но с Майдана начались классные театральные проекты. То, что мы на сцене обсуждаем, кому хотели бы отдать власть, очень правильно. А поскольку наш спектакль создавался коллективно, я отошел от образа вечно недовольного, матерящегося режиссера".
Дима Левицкий - автор польско-украинского проекта "Мой дед копал. Мой отец копал. А я не буду", спектакля "ДПЮ". Премьера "Ресторана "Украина" состоялась в 2017 году в Киеве и уже побывала в Харькове, Львове, Кишиневе, Одессе, перформанс вошел в топ-десятку лучших премьер Киева 2017 года. Немало комплиментов в адрес участников представления высказал активист Виталий Устименко, посетовав, что у гражданских акций не так уж много форм. Театр куда интереснее жизни!
Остается добавить, что показ спектакля проходил в рамках проекта "Инновационные творческие мероприятия для противодействия коррупции" Общественной организации "Точка соприкосновения" при поддержке антикоррупционной инициативы ЕС в Украине (EUACI), которая финансируется Европейским Союзом и со-финансируется и внедряется Датским агентством по международному развитию (DANIDA). И да, еще раз огромное "данке шен" Гете-Институту, поддержавшему проект.
Автор - Ирэн Адлер, фото Владимира Андреева