Диего МАРАДОНА: Проще быть Богом
Предыдущие герои сериала Криштиану Роналду и Альфредо ди Стефано помогали ковать величие "Реалу", но ведь футбол - игра не только команд, но и конкретных людей.
Наш очередной герой Диего Марадона, поставив автограф под очередным контрактом, вознес на футбольный Олимп в первую очередь самого себя.
Неаполь встречал 1984 год в депрессии, граничащей с истерикой. Команда финишировала на 12-м месте в чемпионате, лишь на очко опередив команды из зоны вылета. И это был, мягко говоря, не тот случай, когда на "Сан-Паоло" играл собранный за полторы лиры аутсайдер.
В отличие, например, от "Реала" или "Баварии", к тому времени ни разу не бивших мировой трансферный рекорд, "Наполи" тогда обновил его уже дважды. Население Неаполя могло ссориться по самым разным вещам, но было единогласным в двух: ненависти к северянам и любви к "адзурри".
Власть, надо признать, эту любовь ценила и использовала. Акилле Лауро, знаковый человек для города на протяжении целых десятилетий, в 1952-м и побил трансферный рекорд, выложив за форварда Хассе Йеппсона 105 миллионов лир. В то время в Неаполе вовсю шла предвыборная кампания, и Лауро по ее итогам избрали мэром - во многом из-за трансфера мечты для фанатов.
В следующий раз "Наполи" установил рекорд в семидесятые, выложив за видного итальянского форварда Джузеппе Савольди уже два миллиарда лир, да и вообще регулярно взрывал рынок громкими трансферами.
Беда была только в том, что в трофеи такие приобретения никак не конвертировались. Читатели могут провести параллели между тем "Наполи" и "Интером" девяностых - начала нулевых. Много звезд, мало смысла - "адзурри" десятилетиями не могли избавиться от клейма харизматичных неудачников. В частности, Йепссон в свое время вдрызг разругался с новым звездным новичком Луисом Винисиу и покинул Неаполь, а ни один из четырех сезонов с Савольди не подарил клубу место выше пятого.
Можете себе представить "Реал" с Роналду или "Пари Сен-Жермен" с Неймаром, годами болтающихся на грани непопадания в еврокубки? А на юге Италии 40-50 лет назад происходило именно так: клуб, тратящий на новичков невероятные для своей эпохи деньги, регулярно проигрывал и ничего не добивался.
Справедливости ради, в те же семидесятые серия А была самой сложной и конкурентной лигой мира, но это не могло до конца объяснить цифру "0" в графе "чемпионства" южного клуба. В семидесятые титул брали и близко не такие богатые "Кальяри" и "Лацио", а "Наполи" - нет.
Итак, в 1984-м "Наполи" едва ли не вылетал, а в другом южном городе мучилась признанная суперзвезда. Не слушайте тех, кто говорит, что Марадона стал легендой только в Неаполе: его чтили как полубога уже после ЧМ-1982, где Диего было невозможно остановить без фола. После этого турнира его, также побив мировой трансферный рекорд, приобрела "Барселона".
В Европе Диего Армандо явил высочайший уровень, но счастья не снискал. Все пошло не очень с самого начала, когда его великолепно продолжавшийся первый сезон прервал вирус гепатита. Дальше были конфликты с исповедующим силовую манеру игры Удо Латтеком, перелом лодыжки в исполнении Андони Гойкоэчеа, конфликт с президентом клуба, запрещавшим ему даже посетить прощальный матч легенды семидесятых Пауля Брайтнера...
Да и обстановка, прямо скажем, не способствовала долгой и счастливой жизни форварда и клуба.
Оба сезона, что Марадона провел в Испании, закончились победами "Атлетика" из Бильбао. Тактика той команды вошла в историю под названием "гарра" - "коготь" в переводе с испанского. Хавьер Клементе ставил в центр поля пять полузащитников, каждый из которых по своему стилю игры был опорником - и настраивал ненавидящих все испанское басков на матчи, как на сражения.
Гойкоэчеа, травмировавший Марадону, представлял именно "Атлетик", и от грубости этой команды заразилась вся лига... Да, это было явно не лучшее время, чтобы игрок атаки царствовал в "Барселоне".
Диего к часу "Ч" настолько опротивел чемпионат Испании, что он был готов выкупить у "Барсы" контракт сам. Прямо скажем, было на что: он еще за переход в этот клуб получил три миллиона долларов подъемных. Но это не потребовалось: с "блаугранас" связались представители "Наполи".
Следствием стал опять-таки трансферный рекорд, который в пересчете на современные деньги составляет 7,6 миллиона долларов. Это почти в два раза больше предыдущей планки, которую установил... опять же Диего Марадона на момент перехода в "Барсу".
В клуб, едва не вылетевший в прошлом сезоне, приходит игрок атаки, не привыкший к итальянской тактике и тактике вообще. В то же время его покидает оплот обороны: Руд Крол, один из лидеров великой сборной Голландии семидесятых, уезжает доигрывать в "Канн". При этом тренировать этот клуб будет Рино Маркези - человек, ничего ранее не выигрывавший...
Хм. Если бы я работал в Италии в восьмидесятые, я бы устал перечислять причины, почему из сотрудничества Марадоны и "Наполи" ничего не выйдет.
Никогда не задумывались, что двигало самим Марадоной, когда он, будучи самым одаренным игроком поколения, давал добро на трансфер в команду, ставшую символом неудачливости? Четко на этот вопрос, наверное, не ответит и он сам (он сейчас и на пресс-конференциях в Мексике едва-едва отвечает), но, на мой взгляд, ключевым фактором стало подсознательное желание футболиста быть в своих командах даже не царем, а богом.
Вся карьера Марадоны была посвящена борьбе не столько за титулы, сколько за место в истории, наследие, количество людей, которые и спустя век будут произносить его имя с придыханием. Это, между прочим, гораздо больше в стиле XXIвека: то, как Леброн Джеймс пытался сделать и все-таки сделал чемпионом "Кливленд", выглядело такой же битвой за право считаться величайшим.
Перейдя в предельно кризисную команду, Диего поставил на кон свою репутацию - и, возможно, единственный раз в жизни не прогадал.
Уже на презентации Марадоны в Неаполе присутствовали 80 тысяч зрителей - идеальная демонстрация того, насколько беспримерные надежды на него возлагали. Первый сезон и правда ничего особенного "Наполи" не принес: команда финишировала лишь восьмой. Но Марадона показал феноменально классный уровень, своими голами и техникой продемонстрировав, что может быть богом и в Италии. И "Наполи", как какое-то государство с приходом сильного лидера, стал крепнуть.
Маркези команду покинул, его место на поле занял Оттавио Бьянки, проведший в Неаполе четыре следующих сезона. Тогда же команду пополнил надежный вратарь Клаудио Гарелла, два защитника и один хороший хавбек, которые помогли поднять команду на третье место. А летом 1986-го, принесшим Марадоне звания чемпиона мира и врага всей Англии, в Неаполь пожаловали Андреа Карневале, Джузеппе Вольпечина и человек с максимально подходящей для этого клуба фамилией Фернандо Де Наполи.
Кто-то скажет, что подобное усиление приуменьшает статус Марадоны, развенчивает миф о выигрыше им матчей и турниров в одиночку. Но ведь становится сильнее "Наполи" стал именно с коротышкой под десятым номером в составе: до него приобретение еще больших звезд ни к чему не приводило. Диего Армандо стал символом клуба, за который играл - не только для Неаполя, но и для всего мира.
В 1987-м году "Наполи" впервые стал чемпионом. В 1989-м выиграл Кубок УЕФА, а еще через год завоевал скудетто во второй раз. Все это на фоне постепенного усиления игроками уровня Николаса Кареки, лидера сборной Бразилии. Но после того, как аргентинец перестал царить на поле, сказка закончилась моментально.
Уже прощальный сезон-1990/91, по ходу которого Марадону дисквалифицировали за допинг, принес падение на 11-е место. После отъезда постаревшего Диего Армандо из Италии "Наполи" пошел по наклонной: места в серединке, в нижней половине таблицы, вылет в серию В, вылет в серию С1...
Бог ушел, сказка закончилась.
В Неаполе Марадона не отказывал себе ни в чем: у него была целая тетрадь с адресами девушек, готовых с ним переспать, он первый в мире получил новую модель Ferrari, там же он плотно подсел на попробованный еще в "Барселоне" кокаин.
Коррадо Ферлайно, президент "Наполи" того времени, откровенничает: "С вечера воскресенья по четверг Диего мог делать что ему вздумается. Но в четверг он и остальные парни должны были быть чистыми. Если у кого-то это не получалось, то схема была отработанной. Накладку с мочой прятали в штанах и сдавали чужой анализ".
Сейчас, меняя белорусскую провинцию на мексиканскую, Марадона расплачивается за свои грехи прошлого. Но ведь родившийся в нищете ребенок не за красивые глаза заслужил, чтобы его боготворили во всех странах, где он играл. Именно во всех: даже в "Барсе" Диего Армандо признали третьим игроком в истории клуба за весь XXвек. Его не просто терпели, а любили и обожали, потому что знали - пока у них есть Марадона, возможно все.
Аргентинский врач, героическим образом поставивший Марадону на ноги перед ЧМ-1986, сказал: "В физическом плане его можно сравнить с Аполлоном. В моральном - это Овод, человек, всегда готовый сражаться за победу".
Только почти голливудский "плохиш", эдакий Джек Воробей от футбола, мог согласиться на авантюру с вытягиванием со дна на небывалые высоты команды-лузера. Марадона отдал этой идее всего себя, принес Неаполю три больших трофея - и снискал славу большую, чем все спортсмены, выигравшие с "Реалом" или "Ювентусом" по тридцать три титула...
Другая модная тенденция XXIвека - ментальные тренинги, поучения "коучей", как важно выходить из зоны комфорта. Малообразованный юноша с коллекцией вредных привычек стал примером казуса, над которым поломал бы голову и Дэйл Карнеги: пытаясь сохранить максимальный комфорт за пределами поля, он взвалил на себя тяжелейшую ношу на изумрудном газоне. И сейчас можно с уверенностью сказать: он оказался прав. Не за какие-то два чемпионства, а за выдающийся пример самопожертвования Марадону помнят, о нем снимают фильмы, в его честь открывают церкви.
Кем бы Диего был в условном "Милане" Берлускони? Одним из многих, человеком, который, вероятно, в сотрудничестве с Гуллитом и ван Бастеном принес бы "россонери" на один Кубок чемпионов больше. И еще дай бог, что бы он не разрушил командные взаимодействия, вписался в схему Арриго Сакки... Марадона - возможно, величайший единоличник в истории - предпочел не состязаться с кем-либо внутри команды и затмил на итальянском "сапожке" всех.
Пожалуй, в футболе нет более грандиозных примеров успеха от трансфера для самого игрока. Пеле и Лионель Месси стали великими вследствие не какого-либо перехода, а его отсутствия. Роналду, Зинедин Зидан и почти все другие суперстары делали себе имя, просто курсируя из одного гранда в другой.
Марадона своим трансфером нанес Неаполь на футбольную карту мира - и этим заслужил считаться одним из величайших футболистов в истории.