"Содержанки": сериал Константина Богомолова о светской Москве, в которой нет любви
Константин Богомолов, эпитеты которому теперь подбирать чрезвычайно трудно (театральный режиссер? автор скандального фильма Tatler? свой в светской тусовке? новый герой Ксении Собчак?), выпустил дебютный сериал "Содержанки" о светской Москве в поисках любви и денег - смелый и очень откровенный (обнажаются в кадре чуть ли все). Премьера, которую посетил весь столичный бомонд, отгремела на днях, а SPLETNIK.RU посмотрел первые две серии и попытался понять, что это - сага о дамах полусвета, документальное наблюдение, вердикт обществу или желание поймать хайп.
7 марта на сервисе Start начался показ нового сериала одного из главных ньюсмейкеров последних месяцев Константина Богомолова - "Содержанок". Как нетрудно догадаться из названия, сериал посвящен древнему социальному явлению, которое балансирует где-то на грани между проституцией, эскортом и предпринимательством.
В ролях - добрая половина звезд: от бывшей жены режиссера Дарьи Мороз и супервостребованного сейчас Сергея Бурунова до представителей старой гвардии Марины Зудиной и Александра Збруева и молодежи из "Гоголь-центра". Бонусом идет настоящая светская тусовка: в кадре мелькает то Светлана Бондарчук, то Михаил Друян, то Надежда Оболенцева в роли хостес, то Денис Катаев в массовке.
Времени на раскачку у зрителя нет: развитие сюжета начинается с места в карьер - все основные герои и линии их судеб показаны уже в первой серии.
Есть Марина Левкоева (Маруся Фомина): она спит с крупным чиновником и коллекционером (Бурунов), щедро принимая от него вознаграждения. Марина на его содержании - не работает, но получает от любовника не только баснословно дорогие безделушки, купленные на аукционах, но и официальную зарплату от его тайной фирмы, причем сразу на две карточки (в рублях и евро); по утрам пьет шампанское и наслаждается светской жизнью. Но чиновник женат и от семьи не сбежит - в конце концов, на пост его посадил влиятельный тесть (Збруев) и с этим приходится считаться, несмотря на то что такая жизнь ему уже давным-давно опостылела.
Душу Марина отводит в объятиях молодого любовника (звезда "Кислоты" Александр Кузнецов), у которого "жопа как орех" и пугающе пустые/сумасшедшие глаза. Тот в свою очередь тоже на содержании - у богатенькой дамы Алисы (Ольга Сутулова), которая оплачивает его актерские курсы, ревнует и капризно звонит, чтобы сообщить, что она целует его "туда". Алиса - та самая женщина, которой Марина обязана своим нынешним положением и чиновником. ("Она что, сутенерша?" "Нет, просто она многих девушек познакомила с правильными людьми".)
Правда, положение Алисы довольно шатко, ведь все ее финансы без мужа-бизнесмена Глеба Ольховского (Владимир Мишуков) ничего не стоят, а тот, выследив неверную жену, выставляет ее с чемоданами из дома. Кто теперь будет продвигать юное актерское дарование - загадка.
Отправной точкой становится убийство - Марины (увидим ли мы дальше героиню Маруси Фоминой хотя бы в ретроспекциях?), которое, разумеется, крепко спутывает судьбы героев. Под подозрением, по крайней мере у зрителя, теперь почти все: любовники, подруги, странные женщины, выслеживающие участников этого светского осиного гнезда... Мотив есть у каждого.
В том числе и у Даши (Софья Эрнст), которая внезапно приезжает погостить к Марине и за какие-то сутки походя рушит связь подруги с ее покровителем и сама заводит с ним знакомство. Похоже, именно Даша и преподнесет нам немало сюрпризов - впечатляет уже то, что именно она пока единственная из главных героинь, кого мы не видим в кадре голой. Впрочем, от жены Константина Эрнста мы другого и не ожидали.
Есть в сериале и "простые люди": например, следователь Елена Широкова (Дарья Мороз), которая и берется вести дело об убийстве. Но и у простых женщин все почти так же, как у гламурных содержанок: с мужем Лене откровенно скучно, и развлекается она в компании молодого напарника Макса (звезда "Ученика" Кирилла Серебренникова Петр Скворцов), с которым занимается сексом прямо в машине посреди бела дня. Широкова отчаянно (это проговаривают даже в самом сериале) ищет хоть чего-нибудь, чтобы зацепило ее в жизни - и в итоге находит того самого мужа-следопыта Ольховского, который теперь пытается за ней ухаживать.
Если вы уже запутались в этих порочных связях, поясним коротко: все спят со всеми, но никто никого не любит - ни законных партнеров, ни случайных любовников. Даже юношеская одержимость ученицы (Александра Ревенко) своим преподавателем литературы (муж Широковой), которую она пытается сравнить с историей Наташи Ростовой и Андрея Болконского (серьезно?) - это не про первую любовь и пылкую страсть, а всего лишь про желание обладать. Хоть чем-то.
Интересно, что завязка сериала отдаленно напоминает другую историю: бедная подружка приезжает к другой более удачливой по жизни, а ту убивают. Это мы уже видели в недавней "Обычной женщине" Хлебникова с Анной Михалковой в главной роли. Но если тот сериал был трагикомедией, то здесь иронией и не пахнет - все, простите, "на сложных щах".
Иронии к себе и миру нет ни в одном герое, и от этого становится по-настоящему жутко: ни одной шутки на серию и все действительно близко к сердцу принимают свои мелкие проблемы. Но если юмора мало, то секса в избытке: в первой же серии показывают сразу несколько откровенных постельных сцен. В прайм-тайме такого не увидишь.
Сознательно ли автор сделал своих героев такими бездушными и такими отталкивающими или, наоборот, должно было получиться иначе, но и в итоге симпатизировать не выходит никому. И, честно говоря, почти никому еще и не веришь (и речь даже не про некоторые откровенно слабые актерские работы): просто перед нами как будто бы не люди, а роботы, сопереживать которым очень сложно. Сам Богомолов им тоже, похоже, не сопереживает: чем еще объяснишь этот удивительно холодный взгляд на героев!
Невольно вспоминается и другой сериал о страстных поисках любви - "Краткий курс счастливой жизни" 2011 года, в котором тоже был и секс, и товарно-денежные отношения. Но если героини Валерии Гай Германики (кстати, Александра Ребенок есть и там, и здесь), не симпатизировать которым было невозможно, искали романтики, то в сериале Богомолова на самом деле никому ничего не надо. Все движения героев - это попытки спрятаться от экзистенциального ужаса, убежать от мысли, что вокруг пустота: и в них самих, и в людях вокруг, и в жизни вообще. Секс становится способом забыться и способом коммуникации в принципе - вот он, язык, понятный всем.
И, конечно, обладание, через которое здесь каждый герой и пытается состояться. Любой другой душевный порыв, другая эмоция и другое желание обречены на гибель. Единственной доступной функцией становится именно обладание - неважно чем: кольцом, дорогим колье, секретом, властью, молодым телом или обширной коллекцией антиквариата, который скупает герой Бурунова, - чем-то, что поможет установить связь с этой реальностью и сказать ей: я есть, я тоже существую.
Увы, вторая часть теоремы "обладать и принадлежать", которую еще совсем недавно доказывала Рената Литвинова, здесь безнадежно забыта. Как и то, что в конечном итоге выживут только любовники, а не содержанки.