Новости и события » Культура » Сериал "Настоящий детектив", 3 сезон: сага о разочарованиях, надеждах и течении времени

Сериал "Настоящий детектив", 3 сезон: сага о разочарованиях, надеждах и течении времени

Судя по зрительским отзывам, третий сезон культового детективного сериала-антологии канала HBO, который все ждали с предвкушением и опаской одновременно, смертельно разочаровал публику. А жаль. Сезон получился как минимум достойным, как максимум - глубоко психологичным и эпичным.

Почему мы ждали его с предвкушением? Потому что никто не забыл восторг от сезона первого 2014 года выпуска, где все сложилось идеальным образом. Умный, интригующий и пугающий детективный сценарий про извращенные ритуальные убийства и детскую порнографию, к которым оказались причастны самые влиятельные чиновники и "благодетели" города. Засасывающая атмосферная режиссура и выразительные натурные декорации штата Луизиана, болотистая местность которого безупречно сочеталась с вязким, затягивающим подобно болоту сюжетом. Невероятное актерское исполнение Мэттью МакКонахи и Вуди Харрельсона, которые сыграли детективов-напарников, очень разных, даже контрастных, но идеально дополняющих друг друга.

Второй сезон (несмотря на то, что над ним работал все тот же автор идеи и сценарист Ник Пиццолатто) получился совершенно другим. Жанр сместился с детективного в сторону криминального. Декорации переехали в Лос-Анджелес, который создатели попытались изобразить в непривычном ключе: не звездным, солнечным, богемным, фриковым, а серым, тусклым, злачным. Но этот образ городу не подошел, лишил его характера и четких очертаний (в первом сезоне дух Луизианы был острым и пряным, густым и насыщенным, он заполнял все пространство картинки; надо полагать, потому, что Пиццолатто сам вырос в Луизиане и хорошо ощущал ее специфику, ее нрав; с Эл-Эем этого не произошло). Дело и расследование вышли малоувлекательными и невнятными, так что по прошествии времени с трудом вспоминается, в чем там вообще была суть. А персонажи, несмотря на неплохую игру Колина Фаррелла и Рэйчел МакАдамс, не вызвали должных симпатий и антипатий и местами оказались даже нелепы.

Критики разгромили второй сезон. Зрители тоже были разочарованы. Руководство HBO, констатируя неудачу, приостановило производство антологии, так что судьба третьего сезона надолго зависла в неопределенности: проект и не закрывали, и не продолжали. Пиццолатто, видимо, не очень легко пережил провал, который был особенно болезненным, учитывая огромный успех на старте. Он не особо рвался комментировать ситуацию и на некоторое время ушел в тень, хотя утверждал, что занимается другими проектами, но никаких проектов в действительности не было, кроме сценарной адаптации собственного романа "Галвестон". И тут наконец HBO объявил, что третий сезон "Настоящего детектива" все-таки будет и что Пиццолатто приступает к работе над сюжетом.

Что стало очевидным после просмотра первой же серии? Что Пиццолатто, опасаясь выдавать что-то принципиально новое, что может вызвать очередной негатив, решил не рисковать и пойти, что называется, проторенной дорожкой, то есть использовать один в один лекало первого сезона. Все в третьем сезоне оказалось до боли узнаваемым, начиная со вступительных титров, выполненных в той же стилистике, и схожей музыкальной темы. Снова два детектива-напарника, очень непохожие друг на друга: один нарочито честный и принципиальный, одержимый работой, одержимый справедливостью и стремлением довести дело до конца; другой более гибкий, менее увлеченный делом, более заинтересованный в продвижении по служебной лестнице. Только на этот раз один черный, другой белый. Снова исчезновение и убийство детей, снова жутковатые самодельные куклы на месте случившегося, указывающие на ритуальность и оккультность преступления. Снова подозреваемый с особыми приметами-увечьями: в первом сезоне это были уродливые шрамы на подбородке, в третьем - катаракта на одном глазу.

И снова события попеременно разворачиваются в нескольких временных отрезках, возвращаясь снова и снова к одному и тому же нераскрытому делу, на котором зациклился одержимый детектив. На этот раз это целых три временных сегмента: 80-е, когда пропадают мальчик и девочка из неблагополучной семьи по фамилии Перселл, где отец-механик кажется положительным, но мягкотелым, а потасканная грубоватая мать предпочитает шляться по кабакам и мужикам вместо заботы о детях; 90-е, когда дело внезапно возобновляется после того, как в супермаркете обнаруживаются свежие отпечатки девочки Перселл; и наше время, когда детектив, одержимый делом Перселлов, соглашается на интервью для документального фильма, посвященного старому нераскрытому преступлению, но теперь он - седовласый старик с прогрессирующим Альцгеймером, и память его постоянно подводит, так что вопросы журналистки то выводят его из себя, когда голова вдруг становится сплошной черной дырой, то наоборот, дают толчок и заставляют пуститься по лабиринту воспоминаний.

В третьем сезоне действие разворачивается в штате Арканзас, в небольшом городке Озарк. Типичный расистский американский юг, к тому же провинциальный. Здесь 80-е не слишком-то отличаются от 60-х, так что цветной полицейский с его энтузиазмом - бельмо на глазу белого начальства. Последнее, естественно, стремится не к истине, а поскорее закрыть дело. Так что подходящими подозреваемыми быстро становятся сперва подростки в черных футболках с сатанистскими надписями (намек на реальное громкое дело "уэст-мемфисской тройки", когда трое подростков, увлекающихся сатанистской символикой, получили по двадцатке за убийство детей, хотя все улики были косвенными); затем - живущий отшельником местный мусорщик-индеец потому, что... индеец.

Как и в первом сезоне, авторы неторопливо погружают нас, зрителей, в темноту нравственной гнили, продажности, ненависти. Кажется, все должно подвести к тому, что зло тотально и инфернально, и борьба с ним неблагодарна и вообще едва ли возможна. На экране разворачивается откровенная спекуляция первым сезоном. И в какой-то момент, ближе к финалу, в преддверии кульминации, даже появляется газетное фото персонажей Харельсона и МакКонахи. Зрители ждут, что создатели шоу так и будут до самого конца эксплуатировать первый сезон, и рассчитывают на эффектное разоблачение маньяков и педофилов под занавес. Но ничего подобного не происходит. Пиццолатто жестко обманывает публику, и лишь в финале то, что казалось калькой успешного первого сезона, оказывается совсем другой самостоятельной историей. А то, что казалось беспросветным мраком, обретает простые формы человечности и заслуживающей сочувствия человеческой слабости и ошибки.

И вообще преступление здесь отходит на второй план, уступая место поиску ответов на извечный экзистенциальный вопрос о смысле жизни и природе счастья. И благодаря глубокой и завораживающей игре Махершалы Али (который теперь уже является обладателем двух "Оскаров") эта философичность не выглядит резонерством, а обретает форму красивой белой поэзии, не имеющей рифмы, но имеющей ритм, имеющей свое сердцебиение.

Разочарование, которое намеренно провоцирует в зрителе автор, созвучно с разочарованием главного героя, с его разочарованностью своей жизнью и самим собою. Его любовь, его семейная жизнь, зародившиеся на фоне дела Перселлов, сложились не наилучшим образом. Его карьера детектива также не выстроилась. Его участие во Вьетнамской войне было ошибкой, как и сама война. Он ничего не сделал. Не сделал ничего, чем можно гордиться или от чего можно под занавес жизни получить духовное удовлетворение и душевный покой. Или сделал... Но память в очередной раз подвела, сыграла шутку.

В 80-х главный герой знакомится с женщиной (учительницей литературы с писательскими амбициями), которая станет его женой. И однажды он подслушивает ее урок, на котором она читает детям стихотворение Роберта Пенна Уоррена о времени:

Расскажи мне историю.

В этом самом столетии и в момент помешательства,

Расскажи мне историю.


Сотвори ее из невиданных далей и сияния звезд.

Пусть зовется история Временем,

Но название не называй.


Расскажи мне историю истинной радости.

Герой, который за свою жизнь был просто солдатом и просто копом, далеким от мира возвышенных изысканий, цепляется за услышанное и задумывается о смысле мудреных строчек. И встретившись в следующий раз с учительницей, спрашивает, что означают слова поэта, почему он говорит о времени, но просит его не называть. "Потому что мы в нем. И мы из него. Но называя что-то, ты отделяешь себя от него. Думаю, смысл такой: нельзя быть отдельно от времени", - отвечает учительница. На что герой говорит: "А я думаю, это как имя Бога. Ну, как евреям нельзя произносить имя Бога".

Так и есть. Время существует над всем и время есть все. И третий сезон "Настоящего детектива" - о времени. Время превращает надежды в разочарования, а затем разочарования освещает новой надеждой. Память же хранит все творения времени. Но так часто нам врет о них... Иногда во зло, но чаще во благо.

Белый дом


Переваги суцільних купальників перед роздільними

Переваги суцільних купальників перед роздільними

Літо вже на носі, тож питання вибору купальника стає все актуальнішим. Хочу поділитися з вами своїми спостереженнями і розповісти, чому ж суцільні купальники часто виграють у битві з роздільними. У цій статті ми розглянемо основні переваги суцільних...

сегодня 16:43

Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх