Голодные игры в Украине
Чем ближе к «часу Ч» - 12 декабря – тем выше накал страстей в украинской политике. Тем лживее публичные потуги ключевых игроков изображать «мир-дружбу-жвачку», когда за кулисами перегрызают друг-другу глотки, выпивая последнюю кровь. Не из себя – из страны.
Банковая (точнее – ее сателлиты) стращает Грушевского отставкой, Грушевского Банковую – досрочными парламентскими (которые сгубят обоих) и – с учетом эффекта домино – возможными президентскими. Предел взаимных нападок достиг максимума. Казалось бы: зачем сторонам пилить сук, на котором сидят? Тем более, заочно все уже согласились с тем, что менять сейчас Яценюка не на кого, да и Запад не даст. Чем же обусловлено нагнетание? Каковы мотивы сторон? Попробуем разобраться.
НФ: разбор полетов в узком кругу
Проблемой вероятной своей отставки Арсений Яценюк озаботился уже давно. Активные контрмеры – для ее недопущения – начал предпринимать еще полтора месяца тому. Одним из сигналов к «старту» послужило заявление Игоря Кононенко о том, что «как бы там ни было, а квота Премьер-министра все равно за «Народным фронтом». В переводе на русский язык – прозрачнейший намек на Турчинова. Заявление Арсения Петровича взволновало до крайности. Крепость собственной команды – первое, в чем ему предстояло удостовериться Ведь, уверенности в том, что «Народный фронт» - монолит, что они готовы за него вступиться – у него не было.
Причина номер один – очевидна для всех – существование в НФ нескольких групп влияния. Расклад сей известен, но все же напомним, НФ сегодня состоит из:
- немногочисленных сторонников самого Арсения Петровича;
- людей Андрея Парубия (от 8 до 12, по разным оценкам);
- штыков Турчинова-Пашинского (ввиду самоопределения Александра Валентиновича, читай: штыков Президента);
- группы Авакова (к кому сейчас ближе Арсен Борисович – к Президенту, а значит и к Турчинову или к противоположному лагерю – Игорю Коломойкому, крепкой с ним дружбы не скрывающему, не до конца понятно. Он и сам, кажется, окончательно решение еще не принял).
Причина номер два – очевидна для «своих». Как ранее писать уже многократно доводилось, НФ - искусственно созданное образование. Изначально конгломерат нескольких, весьма относительно между собой связанных, команд появился исключительно для совместного участия в выборах. Вы же помните, как они договаривались-договаривались с БПП, да так и не договорились? Вот-вот. После неожиданно триумфальной для «Фронта» кампании, анонсировалось: искусственное образование трансформируют в партию. Дабы не просто закрепить результат, но создать полноценную платформу для совместного движения вперед, базис для общего развития. Для этого имелось все: стартовый электоральный капитал, благоприятные условия, деньги, кадры (один организаторский талант Турчинова чего стоит). Только прошу вас, не надо здесь глупых мантр про то, что невозможно одновременно партию строить и реформами заниматься. Можно, и нужно. Было бы желание.
Но, шансом не воспользовались. Потому что когда в Украине кто-нибудь приходит к власти, ему кажется, что это – навсегда. Не просто надолго – навсегда. А, раз так, зачем заботиться о запасном аэродроме? В результате, год спустя после парламентских, НФ как был, так и остается ситуативно существующим коллективом. Скрепленным исключительно премьерством Яценюка. И ничем больше (если не считать их однопроцентного рейтинга). Способен ли этот коллектив сплотиться в критический момент – очень большой вопрос. Который и задался целью уяснить для себя Арсений Петрович. Плюс – заставить его занять консолидированную политическую позицию в публичной плоскости. Для этого - оперативно созвал «ближний круг». Именно: Иванчука с Мартыненко, Парубия с Бурбаком, Турчинова с Пашинским, Авакова с Котивицким и еще несколько человек. Было это почти месяц тому назад.
Вступительное слово, как инициатор собрания, взял Яценюк. Говорил долго, много и вдохновенно: о сделанном на премьерском посту, о предстоящих вызовах, о необходимости сплотиться. О том, что на отставку согласен только добровольную, но не сейчас, разумеется, не сейчас, сейчас он в отставку не пойдет, а если его туда попытаются отправить – сразу же двинет в оппозицию. Присутствующих – приглашает следовать за ним.
Потом пошли реплики «из зала». Взаимных обид, как выяснилось, накопилось достаточно много. В частности, Николай Мартыненко заявил, что партия абстрагировалась от нападок на него, что она его не защищает. Тут кто-то припомнил, что саму партию Мартыненко перестал финансировать (по некому «джентельменскому умолчанию», это считалось его обязанностью) с сентября. Финансировать даже на элементарном уровне. «Предъяву» Николай Владимирович принял, но не прокомментировал: с очевидным не поспоришь. Поддерживая Арсения Петровича, другие участники дискуссии говорили о попытках Банковой расколоть НФ изнутри, о подлых происках и т. д. При этом все, разумеется, ждали, что скажет Турчинов. Тот самый, который имел все шансы номинироваться от НФ на Премьера. «Нас уничтожат не нападки извне, нас уничтожит коррупция. Бороться нужно с ней», - философски изрек наконец Александр Валентинович. В помещении повисла гнетущая тишина.
По итогу обсуждения, несмотря на все сложности, вышли на то, что НФ – одна команда и держаться нужно друг за друга. В ознаменование этого, господину Бурбаку поручили озвучить известное заявление фракции: единственный премьер от НФ – Яценюк, в противном случае – выход из коалиции. Вскоре господин Бурбак с этим заявлением выступил. Яценюк спокойно выдохнул. На Банковой – тяжело вздохнули.
«Или я, или хаос»
Почему тяжело вздохнули? Потому что, несмотря на все причитания про единство-неделимость-нерушимость коалиции и т. д., тут не оставляют надежд расшатать ее изнутри. У Банковой – свой резон. Ей нужна полностью управляемая коалиция и полностью зависимый премьер. Цель – еще раз, прошу особо это отметить – не свергнуть Премьера, но расшатать конструкцию изнутри. Проще говоря: по максимуму «закошмарить». «Закошмарить» с тем, чтобы ослабить.
Для этого предпринимается ряд вполне конкретных действий:
- массированные информационные атаки. Ближайшее окружение Яценюка – та еще, конечно, песня. Как метко отметил – в последнем нашем с ним интервью – господин Коломойский: «вряд ли оно выдержит проверку под микроскопом». Но когда ближайший соратник Президента, господин Саакашвили уличает Мартыненко в том, что он, де, незаконно зарабатывает на Одесском припортовом, умалчивая при этом, что точно так же – и на той же схеме – зарабатывает Игорь Кононенко, это, простите, фонит. Очень сильно фонит.
Сей пример, увы, не единственный. Слишком много совпадений места, времени, действующих лиц.
Так, даже стороннику теорий заговора, невозможно заподозрить общественных активистов в том, что их претензии к господину Паскалу случайны. Но высказаны они были именно сейчас. Ослабляя не столько даже Паскала, сколько Авакова, пережившего еще один крупный кадровый скандал в подконтрольном ему ведомстве. Факт.
Аналогичные примеры, увы, можно еще приводить.