Мания величия босого короля
Периодически информационное пространство сотрясают заявления о великом экономическом лидерстве днепропетровской области, о том, что она кормит всю Украину. Днями группа общественников заговорила об экономической автономии области. Не буду забирать хлеб у юристов в погонах – пусть они разбираются в том, есть ли в этих разговорах признаки сепаратизма.
Лучше попытаться найти ответ на вопрос о том, в каких носках ходят эти «автономисты». Причем здесь носки? А при том, что в днепропетровских сетевых супермаркетах продают носки, произведенные в Житомирской, Киевской, Львовской, Полтавской областях. Что, крепкие хозяйственники вкупе с эффективными менеджерами не могут наладить производство этих простых колгото-носочных товаров народного потребления. Понятно, ведь Днепропетровск – не город Червоноград и не село Мачухи.
Экономика области – штука довольно сложная. Без бутылки, так сказать, не разберешься. А много ли в днепропетровских магазинах, извините за тавтологию, днепропетровской водки? Мужик-подпольщик в гараже может развести спирт с водой, а днепропетровские бизнесмены – не могут. Поэтому попробуем разобраться на трезвую голову. Начнем с бюджета.
С начала текущего года в общий и специальный фонды сводного бюджета области поступил 41 млрд грн. налогов и сборов. Это на 30% больше, чем за соответствующий период прошлого года. Поступления в госбюджет составили около 30 млрд грн., в местные бюджеты области – превысили 11 млрд грн. Из госбюджета поступили субвенции местным бюджетам, за которые, в частности, профинансированы медицина (3,5 млрд грн.), образование (3 млрд грн.), льготы и субсидии населению (1 млрд грн.), помощь семьям с детьми, малообеспеченным семьям, инвалидам с детства, детям-инвалидам, помощь по уходу за инвалидами (2,8 млрд грн.) – то есть из госбюджета вернулась в область сумма, практически равная поступлениям налогов в местные бюджеты. Ежедневный мониторинг поступлений средств размещен на сайте облгосадминистации. Областной совет прошлого созыва принял бюджет на 2016 год.
Сумма собственных доходов областного бюджета составит 2,7 млрд грн., что на 26% больше, чем в 2015 году. Основные статьи доходной части – налог на доходы физлиц – 45%, рентные платежи – 25%, налог на прибыль предприятий – 17%, экологический налог – 10%. Ожидается получение средств из госбюджета в сумме более 10 млрд грн. Эти субвенции будут использованы на выполнение госпрограмм соцзащиты населения, на льготы и субсидии, на помощь семьям с детьми, на здравоохранение и образование. Таким образом, доходы областного бюджета составят 12889081,5 тыс. грн., расходы – 12889074,9 тыс. грн.
После принятия Верховной Радой Украины госбюджета на 2016 год, в областной бюджет будут внесены изменения. Это сделают депутаты нового областного совета. То есть деньги, собираемые в области в госбюджет, потом в область возвращаются. Кроме того, в область заходить очень много средств из госбюджета на содержание силовых структур, территориальных органов центральной власти, высших учебных заведений и научных учреждений. Военнослужащий, милиционер, профессор, получив зарплату из госбюджета, тратит ее, покупая товары в местных супермаркетах. Продавцы этих супермаркетов, продав эти товары, получают зарплату, из которой налог идет в местный бюджет. К тому же, за газ, воду, тепло, электричество деньги идут местным субъектам хозяйствования. То есть все взаимосвязано. Все это, как и хозяйственные связи предприятий, нельзя никак «автономизировать». Да и возможности влияния на бизнес органов власти и местного самоуправления в капиталистической экономике ограничены. Есть только один рычаг – принимаемые этими органами в рамках действующих законов регуляторные акты.
Полномочия местной власти в сфере экономики практически одинаковы во всех странах. Любителям бороться за федерализацию желательно почитать конституцию и экономические законы Российской Федерации. Для того, чтобы убедиться в том, что в той же России никакой федерализацией и автономизацией не пахнет. Трудно найти в мире более унитарно-государственное устройство.
Что касается областей, то их границы, так же как и границы городских и сельских районов, установлены весьма субъективно. Они могут пересматриваться, так же как и границы населенных пунктов. Это границы государства незыблемы, они установлены международными договорами.
Границы Днепропетровской области были установлены такими в советские времена для того, чтобы областному комитету компартии было легче управлять металлургией. Чтобы добыча руды и производство металла были под одним партийным «колпаком». Не получится органам местной власти экономических «автономий» управлять предприятиями, принадлежащими иностранным гражданам и фирмам, бывшей «Криворожсталью», например.
Да и местные субъекты хозяйствования работают далеко за пределами региона. К примеру, Приднепровская железная дорога, «ПриватБанк», АТБ. Они являются крупнейшими плательщиками налогов города Днепропетровска потому, что имеют широкую сеть в разных регионах. И работать эта сеть должна всюду по одним правилам, иначе будет путаница.
Сейчас грядет децентрализация. Увеличатся права, в том числе и в сфере бюджета именно городов, поселков и сел. То есть населенных пунктов, которые имеют понятные границы: вот – дома, а вот – поле. Именно там живут люди. Областные структуры, больница имени Мечникова, например, созданы для обслуживания жителей группы населенных пунктов.
Новоявленным «автономизаторам» и тем, кто за ними стоит, логично напомнить о том, чем закончилось любование «донбасско-луганского экономического королевства» своей исключительностью.
Кстати, поинтересуйтесь вопросами прибыльности и убыточности работы предприятий. Сумма убытков, полученных в этом году, превышает сумму полученной прибыли на 11 млрд грн. То есть для того, чтобы покрыть эти убытки, «автономному» региону нужно отдать все налоговые поступления в местные бюджеты. Около половины предприятий – убыточные.
Кто будет возмещать налог на добавленную стоимость экспортерам? Кто будет платить пенсии: «автономный регион» или центр? И еще много подобных вопросов найдется для тех, кто восхищается «экономическими одеждами» голого, точнее, босого регионального «короля».
Магистр государственного управления