Евгений, но не Васильев, Васильева, но не Евгения: как добиваются успеха на Западе
Нобелевский лауреат по литературе 2015 года, вице-президент одного из подразделений Deutsche Bank, менеджер Volkswagen - что у них общего? Русский язык, но не только.
Белорусская писательница, ставшая лауреатом Нобелевской премии по литературе, Светлана Алексиевич, вице-президент управления собственного капитала Группы управления капиталом Deutsche Bank (Treasury, Group Capital Management), менеджер Volkswagen друг друга не знают, но в их биографии есть общий этап. Все они - бывшие стипендиаты Германской службы академических обменов (DAAD).
По стипендиальным программам этой организации ежегодно из Восточной Европы и стран СНГ в Германию приезжают в среднем около 16 тысяч человек. Это просто цифра. А кто стоит за ней?
Первым делом - учеба
Екатерина Васильева окончила Киевский национальный экономический университет имени Вадима Гетьмана. На последнем курсе получила возможность поехать в Германию на полгода по обмену. В Констанце молодая украинка времени зря не теряла. Подтянув немецкий, сдала экзамен TestDaF и отправила сразу две заявки: одну - в немецкий вуз, другую - в Германскую службу академических обменов.
Екатерина Васильева
Екатерина вернулась на Украину и уже дома узнала о том, что немецкий вуз ее принял. "Не дожидаясь решения DAAD, я рискнула и поехала учиться в Международный институт высшего образования Циттау (IHI Zittau), - рассказывает Екатерина. - Вскоре пришел и положительный ответ из DAAD". Украинская студентка получила стипендию по программе European Recovery Program (ERP). Она адресована экономистам, которые хотят продолжить обучение в магистратуре одного из государственных вузов Германии.
Евгений Тюрин окончил Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Первый раз приехал на учебу в Германию на четвертом курсе. После окончания университета в России решил получить диплом европейского вуза. Мюнхенский университет имени Людвига и Максимилиана стал его новой альма-матер.
"Первая стипендия DAAD расширила мое сознание, вторая изменила меня сильно в профессиональном плане, - рассказывает Евгений. - Два года, проведенные в Мюнхене, заставили меня по-новому посмотреть на то, что я учил в Санкт-Петербурге. Например, на лекции "Методы BWL" (Betriebswirtschaftslehre - "организация производства, микроэкономика" - Ред.) нам рассказывали, как нужно думать о том предмете, который ты изучаешь. В России учат многим вещам параллельно, если из этого складывается общая картина, то человеку очень повезло. В Мюнхене нам сразу были заданы рамки, в хорошем смысле этого слова".
Евгений Тюрин в офисе во Франкфурте-на-Майне
Европейское образование больше известно своей свободой. Сам выбираешь предмет, сам записываешься на лекции, сам отвечаешь за результат. При таком свободном полете Евгений с намеченного пути не сошел, но немного призадумался. "Я помню вечер в 2006 году, когда я сидел перед раскрытой книжкой со списком семинаров и лекций в совершенно восторженном состоянии и думал, как же я буду это все учить, у меня же всего год. Второй раз, когда я приехал в магистратуру, то отнесся к этому уже более адекватно", - вспоминает Евгений.
Когда наступают трудовые будни
В отличие от Светланы Алексиевич, которая живет и работает в Минске, и Екатерина, и Евгений остались работать в Германии. Екатерина работает менеджером отдела закупок в штаб-квартире автоконцерна Volkswagen. Шансы устроиться на работу после учебы в немецком вузе она оценивает высоко. "В Киеве я успела поработать в банке. Консалтинг и банковская сфера, по сути, - единственная возможность для трудоустройства экономистов. Оказавшись в Германии, я решила попробовать новое направление. Я всегда была неравнодушна к автомобилям", - рассказывает сотрудница концерна в Вольфсбурге.
Во время учебы она прошла практику в концерне Daimler. Еще на стадии написания магистерской работы Евгения начала рассылать резюме в немецкие компании. Судьба опять поставила ее перед выбором - финансы или автомобиль. Предложение пришло сразу от двух работодателей - Commerzbankи Volkswagen, и тут уже она приняла окончательное решение в пользу автоконцерна.