Немецкие музеи требуют смягчения авторских прав
Немецкие музеи вместе с VG Bild-Kunst - ассоциацией, взимающей плату за авторские права от имени художников, - намерены организовать кампанию в поддержку нового законодательства, которое позволит учреждениям культуры размещать в интернете изображения произведений послевоенного и современного искусства из своих коллекций, избежав и огромных переплат, и обкрадывания авторов.
В отличие от коллег из США и Великобритании, немецкие музейщики пока с трудом пробираются в цифровое будущее. Исследование, проведенное Немецкой ассоциацией музеев в начале 2018 года, выявило "катастрофическое" отставание в области оцифровки коллекций. Основные причины - нехватка персонала, отсутствие ноу-хау и ресурсов, а также процветающая бюрократия. Государственные музеи - в Германии их большинство - могут, например, столкнуться даже с запретом на использование социальных сетей, отмечает theartnewspaper.
Музеи во всем мире стремятся расширить доступ к своим коллекциям, выложив их в интернет, однако, как говорит Бернхард Мац, генеральный директор Баварской государственной коллекции живописи, в которую входит 18 собраний, включая Пинакотеку современности в Мюнхене - крупнейший в Германии музей современного искусства, этому благородному стремлению мешает, среди прочего, стоимость приобретения прав на воспроизведение послевоенных и современных работ.
Инициатива германских музейщиков касается произведений ныне здравствующих художников и авторов, скончавшихся за последние 70 лет, то есть тех, чье творчество еще не стало достоянием общественности. Из-за высокой стоимости и административных проволочек при ведении переговоров по вопросам авторского права на воспроизведение таких работ Баварская государственная коллекция картин, по словам ее директора, не смогла разместить в Сети изображения 15 тыс. экспонатов - около половины своего собрания. "Сейчас в интернете мертвые художники живы, а живые - мертвы, - говорит Мац. - У нас нет ресурсов для оплаты авторских прав. Мы хотим обратить внимание политиков и культурных учреждений на эту проблему".
Около полусотни германских музеев, библиотек и архивов подписали так называемую Мюнхенскую ноту - петицию, призывающую принять законодательные меры по этому вопросу на федеральном и европейском уровне. Наряду с Баварской государственной коллекцией картин требование поддержали Архив Documenta в Касселе, Музей Штеделя во Франкфурте, Государственное художественное собрание Дрездена и VG Bild-Kunst.
В открытом письме предлагается ввести фиксированную плату за авторское право для музеев и иных культурных институций, а также обеспечить государственное финансирование для покрытия этих расходов, гарантируя при этом, что художники будут получать положенное вознаграждение. Выдвигается и требование законодательно ограничить "кадрирование", когда другие сайты ссылаются на принадлежащие музею изображения без его согласия или выплат в рамках авторского права.
"В наших же интересах найти решение проблемы, - говорит Хельге Лангхофф, глава отдела лицензирования VG Bild-Kunst. - Мы хотим, чтобы работы художников были представлены в интернете". Лангхофф считает, что законопроект ЕС, касающийся искусства онлайн, будет необходим в долгосрочной перспективе. "Это не произойдет в одночасье, - подтверждает он, - но легче инициировать процесс и завоевать политическую поддержку в Германии, если мы и музеи договоримся".
Среди немногих музеев в Германии, уже выложивших свои коллекции в интернет, - мангеймский Кунстхалле, поддержавший Мюнхенскую ноту. Пожертвований на строительство нового крыла, по словам директора музея Ульрике Лоренц, хватило и на комплексную цифровую стратегию. Музей заключил трехлетний общий договор с VG Bild-Kunst на лицензирование изображений послевоенных и современных произведений искусства для своей онлайн-коллекциии и теперь намерен внимательно следить за посещаемостью сайта. "Это фундаментальный вопрос, - считает Лоренц. - Если мы не решим его с помощью лицензий, контролируемых музеями и приемлемых для художников, все это может привести к искажению нашей культурной памяти".