Украине не избежать веерных отключений
В обозримом будущем обеспечение углем и, значит, нормальная работа украинских ТЭС будет зависеть не столько от экономических, сколько от политических факторов. И до тех пор, пока это положение дел не изменится, потребителям придется мириться с периодическими отключениями от энергоснабжения.
6 ноября министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин заявил, что Украина накопила достаточное количество энергетического угля на складах тепловых электростанций (ТЭС) для отопительного сезона 2015-2016 года и что отключений потребителей от энергоснабжения в течение этого времени не будет. А уже 27 ноября премьер-министр Украины Арсений Яценюк подчеркнул, что, наоборот, необходимого объема запасов этого вида сырья для прохождения зимнего периода в стране нет.
7 декабря пресс-служба НЭК «Укрэнерго» сообщила, что угля на складах отечественных ТЭС запасено 1,889 млн тонн, в том числе антрацитов – 0,731 млн тонн, углей других марок – 1,158 млн тонн. Почти одновременно с этим г-н Яценюк заявил, что объем дефицита этого вида сырья для нынешнего отопительного сезона составляет примерно 1,5 млн тонн. При этом он созвал антикризисный энергетический штаб и потребовал от него разработки плана чрезвычайных мер для предотвращения веерных отключений потребителей от энергоснабжения.
Сырьевой баланс
Напомним, что минимальный объем энергетических углей, в том числе антрацитов, необходимый для нормальной работы ТЭС Украины в течение месяца, составляет 3,1 млн тонн. Разумеется, почти весь объем этого вида сырья, сконцентрированного на территории государства Украина, добывают на Донбассе, доля которого в общем объеме угледобычи страны до весны 2014 года достигала 85%.
До начала войны в этом регионе среднемесячный объем добычи энергетического угля в Украине составлял более 5 млн тонн, то есть превышал среднемесячный объем потребности ТЭС страны почти на 40%. Однако из-за боевых действий к августу 2014 года почти 50% ресурсов угля на Донбассе оказались недоступными. Соответственно, в августе прошлого года по сравнению с августом 2013 года объем добычи энергетического угля в Украине рухнул в 1,8 раза или до 2,82 млн тонн, а это по сравнению со среднемесячным объемом, необходимым для нормальной работы ТЭС страны, уже примерно на 10% меньше.
Несмотря на предельное снижение интенсивности боевых действий с марта 2015 года, положение дел в сфере добычи энергетических углей не только не улучшилось, но, наоборот, даже несколько ухудшилось. Так, в январе-октябре этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года предприятия Украины сократили объем добычи этого сырья на 38% или в среднем до 2,64 млн тонн в месяц. Таким образом, если к осени минувшего года среднемесячный объем дефицита энергетических углей в Украине составлял 300 тыс. тонн, то к началу отопительного сезона этого года он возрос до 500 тыс. тонн.
Три источника
Как известно, почти 50% общего объема энергетических углей в Украине добывают предприятия, входящие в структуру «Донбасской топливно-энергетической компании» (ДТЭК) Рината Ахметова и находящиеся преимущественно в зоне АТО или на территории самопровозглашенных Донецкой и Луганской «народных республик» (ДЛНР). Наряду с этим предприятия ДТЭК – шахта «Комсомолец Донбасса» (ДНР), а также холдинги «Ровенькиантрацит» и «Свердловантрацит» (оба – ЛНР) – производят почти 60% общеукраинского объема углей именно антрацитовой группы. И, наконец, остальные 40% общего объема антрацитов добывают в районе городов Шахтерск, Снежное, Ровеньки, Свердловск, Антрацит, Красный Луч и др., то есть, опять-таки, в зоне АТО.
Следует подчеркнуть, что 7 из 14 ТЭС страны используют для своей работы исключительно антрациты отечественной добычи. И это значит, что все украинские ТЭС, работающие на угле, зависят от сырья, добываемого в Донбассе, а половина ТЭС страны – от сырья, поступающего из ДЛНР. Поэтому с августа 2014 года Украина вынуждена восполнять возникший из-за боевых действий на этой территории дефицит энергетических углей путем их закупок за рубежом, преимущественно – в Российской Федерации (РФ).
Так, в январе-ноябре 2015 года страна импортировала 13,276 млн тонн углей. При этом более 45% этого объема она закупила в России, более 25% – в США, чуть менее 10% – в Австралии и примерно 20% – в других странах. Таким образом, на сегодня основными поставщиками угля на украинские ТЭС являются ДТЭК, угледобывающие предприятия ДЛНР и Россия.
Политический фактор
2 ноября пресс-служба ДТЭК сообщила, что ей удалось накопить весь необходимый объем угля для прохождения отопительного сезона этого года. Так, запасы этого вида сырья на складах ее ТЭС составили 1,705 млн тонн, что на 37% больше тех, которыми она располагала годом ранее. И поскольку в состав ДТЭК входит 4 из 6 отечественных энергогенерирующих компаний, из этого следует, что примерно 2/3 украинских ТЭС на зимний период углем обеспечены.
Примерно в это же время была завершена вторая в этом году внеплановая проверка соблюдения компанией «ДТЭК Днепроэнерго» налогового законодательства при взаимодействии с субъектами предпринимательской деятельности, зарегистрированными в Донецкой и Луганской областях. Основанием для ее проведения послужило ходатайство СБУ, которая предполагала, что ДТЭК закупала уголь у коммерческих структур, работающих на территории ДЛНР, и тем самым якобы финансировала республики. В итоге было в очередной раз установлено, что ДТЭК, шахты которой до войны добывали объем угля, почти в 2 раза превышавший потребности самой компании, разумеется, никаких договорных отношений с предприятиями ДЛНР не имеют.
Некоторое время спустя – 23 ноября – началось блокирование поставок электроэнергии из Украины в Крым. Одновременно с этим, во-первых, было прекращено поступление угля на украинские ТЭС из ДЛНР, осуществляемое официально. При этом премьер-министр ДНР Александр Захарченко заявил, что снабжение углем будет возобновлено только в случае снятия энергетической блокады Крыма. А г-н Демчишин в свою очередь подчеркнул, что перебои с вывозом этого вида сырья из зоны АТО происходят исключительно по техническим причинам, в основном – из-за плохого функционирования инфраструктуры и т. п., но никак не по политическим.
Во-вторых, министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что в ответ на блокирование энергоснабжения Крыма Россия может отказать Украине в продаже энергетических углей. И в это же самое время «Южная топливная компания (ЮТК)» (Ростовская обл.) наряду с другими поставщиками действительно прекратила вывоз этого вида сырья в Украину. По словам заместителя генерального директора ЮТК Романа Крюковского, это также произошло по причине, далекой от политики: «Просто железная дорога не принимает вагоны к отправке...».
Наконец, 8 декабря НЭК «Укрэнерго» подключила линию электропередач (ЛЭП) «Каховская-Титан». На следующий же день г-н Демчишин анонсировал возобновление поставок угля из зоны АТО: «Все уже распоряжения отданы, и вскоре будет начата отгрузка сырья». Одновременно с этим президент РФ Владимир Путин также сообщил о том, что снабжение углем украинских ТЭС будет немедленно восстановлено.
Вполне очевидно, что и проверки финансово-хозяйственной деятельности ДТЭК, и синхронное прекращение поступления угля на украинские ТЭС как из ДЛНР, так и из России, не говоря уже о совпадении условий возобновления поставок, выдвинутых властью как ДНР, так и РФ, свидетельствуют о том, что причины этих событий лишь по форме являются техническими, а по сути – самыми что ни на есть политическими. А значит, прежде всего, именно политический фон будет и далее определять уровень напряжения в Объединенной энергосистеме Украины.