Из голубого зала театралов отправили на Брайтон
Днепровский академический театр драмы и комедии (бывший - имени Горького) порадовал еще одной необычной премьерой.
В последнее время театр драмы и комедии радует своих поклонников премьерами ежемесячно, причем каждая из них становится заметным событием в культурной жизни Днепра. Самую новую постановку опытнейшего режиссера Николая Волошина можно назвать премьерой в квадрате...
Во-первых, собственно премьера спектакля «Однажды на Брайтоне», основой для которого стала свежая (написанная в 2010 году) очень интересная, лирическая, драматическая и смешная одновременно, пьеса Виктора Шендеровича «Потерпевший Гольдинер», не воплощавшаяся на днепровских сценах.
Во-вторых, увидела она свет в камерном и очень уютном Голубом зале, который принял широкую публику впервые в истории театра. Раньше этот зал использовался как репетиционный и разве что для проведения «театральных капустников». Театр продолжает планомерно развивать стратегию освоения новых для зрителей пространств, - напомним, что месяц назад в театральном фойе был представлен очень необычный спектакль «Каблуки».
Ну и, в-третьих, необычным оказалось погружение зрителей в эту работу - благодаря и особой атмосфере этого зала, и интимному духу спектакля для двоих героев, и отличному по качеству... вину, которое бесплатно предлагалось всем зрителям и помогло им еще глубже погрузиться в происходящее на сцене.
Смелый поиск и новации в этом театре связывают с приходом нового руководителя - директора-художественного руководителя Сергея Владимировича Мазаного. Накануне премьеры он любезно рассказал о новой стратегии развития этого храма искусства:
- Да, мы стараемся ломать стереотипы и задали в этом процессе высокий темп. Для нас это действительно двойная премьера - и спектакля, и самого зала. Форма «малой сцены» для нас пока еще новая, но для актеров это - очень интересный эксперимент. Пока «голубой» зал будет оставаться экспериментальной сценой, но если у зрителей будет спрос, будем совершенствовать этот зал. Нам важно идти вперед.
И это движение набирает обороты. В этом сезоне театр драмы и комедии готовится порадовать еще двумя премьерами. 23 июня опять-таки в голубом зале состоится творческий вечер в честь дня рождения Анна Ахматовой. А 3-4 июля закрывать этот сезон театр будет очень необычной, креативно-молодежной трактовкой гоголевского «Ревизора», постановку которого осуществляет киевский режиссер.
Но вернемся, однако, в голубой зал и на Брайтон. В этом районе американского Нью-Йорка жизнь сталкивает (причем в буквальном смысле!) двух, казалось бы, совершенно противоположных героев. Вульф Гольдинер (актер Владимир Жевора) - старый еврей, которого 20 лет назад сын вывез в США и фактически бросил в одиночестве доживать свои дни. Джейн Уотсон (актриса Нинель Амутных) - дочь тоже советских эмигрантов. Но она в этой стране живет с годовалого возраста и успела стать стопроцентной американкой. Несясь на машине на конференцию по любимым ацтекам, она умудрилась сбить на перекрестке Гольдинера и теперь по решению суда обязана отработать 80 часов по уходу за получившим перелом ноги стариком...
Работу в таком камерном спектакле «на двоих» Нинель Амутных (уже имеющая опыт таких спектаклей - была героиней «Скамейки») считает источником дополнительного вдохновения:
- Прелесть таких спектаклей в том, что в них можно еще глубже раскрыть материал, поэкспериментировать. С Владимиром Жеворой у нас было много совместных спектаклей, начиная еще с 1990-х годов. Было очень интересно и приятно участвовать в совместной с режиссером работе, где каждый открывал и привносил в спектакль что-то свое, новое.
«Одинокий человек, совершивший немало ошибок, оставшийся один в огромном непонятом мире» - таков герой Владимира Жеворы. Подводя незримый итог жизни, он сожалеет, что та пошла на пустяки... Актеру удается мастерски передать и душевный надлом героя, и его душевное перерождение, происходящее благодаря Джейн-Евгении.
- Меня материал спектакля очень заинтересовал, - признает Владимир Жевора. - Поначалу казалось, что пьеса - анекдот из эмигрантской жизни. Но материал очень глубок и интересен. Сам Шендерович признавал, что начинал пьесу как комедию и не заметил, как перешел в мелодраму... Конечно, очень необычно и ответственно играть в малом зале - такая близость зрителей к сцене обязывает к особой психологической графике игры. Хорошо, что у нас появилась малая сцена - каждый актер ее должен пройти.
Шаг за шагом, сцена за сценой выясняется, что за первым категорическим неприятием друг друга у этих героев - много общего. И «географического» (оба - родом из Харькова), и душевного, и характерного, и смешного, и трагического...
Не будем, впрочем, пересказывать сюжет спектакля, который все два часа держал зрителей в напряжении и окончание которого утонуло в овациях... Тем, кто не успел посетить вчерашнюю премьеру, стоит посмотреть этот спектакль в мае и июне. И, поверьте, вы не пожалеете об этих двух часах.
Автор: Константин Шруб