На американских истребителях ближним боем будет управлять ИИ
Искусственный интеллект без вопросов побеждает гроссмейстеров в шахматы, кладет на лопатки чемпионов игры го, демонстрирует успехи в покерных турнирах и легко побеждает киберспортсменов в стратегических играх. Победить в реальной боевой обстановке ИИ пока не может, но стремиться к этому надо, заявляют в Агентстве перспективных исследований МО США (DARPA). На высоких скоростях в условиях больших перегрузок пилот истребителя в кабине остается хоть и уязвимым (со своими физическими и умственными ограничениями), но единственным успешным оператором боевой машины. Условия ведения современного быстротечного боя требуют изменить это правило. Бой ближнего действия, требующий максимальной концентрации и реакции пилота, крайне важно сделать автоматическим? возложить на плечи искусственного интеллекта.
Для реализации программы тренировки ИИ для ведения воздушного боя в зоне визуального контакта агентство DARPA запускает программу Air Combat Evolution (ACE, эволюция воздушного боя). Программа ACE является частью другой большой программы Министерства обороны США? ведения "мозаичных" боевых действий (mosaic warfare). Концепция мозаичной войны предполагает слаженные пилотируемые, полуавтоматические и автоматические действия управляемых пилотами и беспилотных воздушных боевых платформ. Согласно программе ACE, пилоты будут осуществлять стратегическое управление боем, а не тактическое. Тем самым летчик сможет отдавать приказы сопровождающим его беспилотным летательным аппаратам и в целом руководить боем, тогда как боевой автопилот его собственной машины займется маневрами для поражения противника.
Обучать ИИ боевому маневрированию предполагается точно так же, как пилотов-людей? с помощью опытных инструкторов. Начинать будут с азов маневрирования. Инструкторы будут сопровождать автономные воздушные боевые суда и фиксировать недостатки и отмечать успехи. Несмотря на кажущийся огромный массив входящей переменной информации, воздушный бой подчиняется своим довольно ограниченным правилам, которые диктует аэродинамика (физика процессов) и ТТХ воздушных судов. По мнению специалистов, это облегчит разработку ИИ для ближнего воздушного боя.