С чем связана «эпидемия» тестов ДНК в российских ток-шоу?
Тест на отцовство - вещь не новая даже в России, что уж говорить про западные страны. В свое время тест на отцовство пришлось проходить Джуду Лоу (только после этого он признал свою внебрачную дочь от модели Саманты Брек). Киану Ривз получил судебный иск от не совсем адекватной поклонницы Карен, которая называла его отцом своих четверых детей. Обвинения с актера были сняты только после теста ДНК.
Ситуация, когда отец не хочет признавать родство с ребенком, не редкость. И ДНК-тест действительно может помочь в случае, если мужчина отказывается платить алименты своему чаду или, напротив, меркантильная женщина пытается «повесить» чужого ребенка на случайного сексуального партнера; с помощью теста можно найти давно утерянных родственников. И вот сравнительно недавно этот метод начали нещадно эксплуатировать на российском телевидении.
Тесты на отцовство вошли в моду с легкой руки Андрея Малахова, потом их переняли другие ток-шоу. Канал НТВ пошел дальше и запустил тематическую передачу «ДНК», участники которой разбираются в хитросплетениях кровных связей вместе с Александром Колтовым. Специалисты из лабораторий по генной экспертизе, работавшие с телеканалами, утверждают, что тесты делаются настоящие (правда, результат ведущие знают заранее, а их удивление - деланное), но вот используются результаты исключительно ради создания дешевой драмы.
Время от времени отечественным звездам приписывают нежданных потомков. В 2017 году Тимур Еремеев в суде подтвердил, что его отец - известный Спартак Мишулин. Правда, история не вызвала умиления у законных родственников актера, который умер еще в 2005 году. Дочь Мишулина считает, что анализ проведен некорректно, и продолжает судебные разбирательства. А сколько мусолили на различных ток-шоу отцовство ребенка Анны Калашниковой, когда оказалось, что отец вовсе не ее жених Прохор Шаляпин? Правду об отцовстве на ТВ в разное время узнавали Андрей Губин, Артем Терехов, Степан Меньшиков и многие другие звезды.
Популярные передачи с тестами ДНК - это в первую очередь шоу. Продюсерская команда хочет получить эффектный скандал, похожий на фильм ужасов. С драками, подробностями личных отношений и неадекватными поступками героев, ведь чем больше эксцентричных сцен, тем больше рейтинг. Аудитория, которая поглощает скандальную информацию, словно это горячий пирожок с вкусной начинкой.
Основная причина такой любви - люди смотрят на запутанные взаимоотношения героев подобных ток-шоу и сравнивают со своей жизнью. Если герой передачи - простой человек, «ноунейм», то зрители успокаивают себя: «Значит, в моей жизни еще все хорошо, не то что у некоторых». Если в студию приходит лицо известное, зритель тоже найдет повод для самоуспокоения: «Ну, если уж у этого артиста все так сложно, то что уж говорить про меня...». Таким образом подобные шоу, в дополнение к развлекательному аспекту, в какой-то мере помогают повысить самооценку.
Однако популярные персоны приходят в эфир чаще простых людей. Фокус-группы показывают, что доверие к контенту на экране падает, если перед зрителями появляются обычные люди - их принимают за нанятых актеров. Другое дело, лицо узнаваемое. «Тут уж все по-настоящему», - думают зрители.
Обидно, что из-за эксплуатации научных методов ради низкопробных шоу доверие публики к этим методам падает. Еще обидней, что на одном и том же канале наука, даже в таком усеченном и опошленном виде, может соседствовать с откровенно шарлатанскими шоу вроде «Звезды под гипнозом».