Политкорректность на службе искусства не спасла Биеннале Уитни
Старейшую американскую выставку современного искусства, которая проводится с 1937 года, а с 1973-го перешла в формат биеннале, в последнее время все чаще сопровождают скандалы. В 2012 году художники из движения Occupy Wall Street потребовали закрыть биеннале "за эксплуатацию музеем ее участников". В 2014 году в знак протеста против якобы расовой дискриминации отказалась от участия в биеннале афроамериканская группа Yams Collective. На прошлой выставке поводом для скандала стало выставленное там полотно "Открытый гроб" Даны Шюц с изображением темнокожего юноши Эммета Тилла, которого линчевали в 1955 году за связь с белой женщиной. Во всех трех случаях кураторы биеннале были приглашенными, как это принято в международной практике. Возможно, по этой причине руководство музея решило на этот раз назначить кураторами Биеннале Уитни двух своих штатных молодых сотрудниц - Джейн Панетту и Руджеко Хокли. "Мы, в свою очередь, постарались учесть всю полемику вокруг предыдущей биеннале и использовать ее уроки в позитивном ключе", - говорит Панетта.
За время подготовки своего проекта кураторы посетили более 300 мастерских и отобрали работы 76, в основном молодых художников, работающих с актуальной тематикой - расовой, гендерной, экономического неравенства, но, как они уверяют, только "с позитивным посылом". Политкорректность тоже соблюдена: большинство участников цветные, а соотношение мужчин и женщин - ровно 50 на 50.
Как говорит Хокли, она и ее сокуратор "стремились к тому, чтобы отразить текущий исторический момент, мир, в котором мы живем". По ее словам, им было "крайне важно" показать все разнообразие художественных практик: живопись, скульптуру, видео, фотографии, перформанс, саунд-арт. Большинство авторов здесь впервые выступают в формате биеннале, их имена пока ничего не говорят миру, и для них это шанс привлечь к себе внимание других крупных институций.
Однако без скандала не обошлось и на этот раз, пишет theartnewspaper. Один из отобранных художников, Майкл Раковиц, отказался от участия, протестуя против вице-президента Музея Уитни Уоррена Кандерса, владельца компании по производству слезоточивого газа, которым разгоняли мигрантов на границе с Мексикой. Кураторам в этой ситуации оставалось лишь сказать то, что и так очевидно: про "очень непростые времена, которые мы сегодня переживаем", и что в этой ситуации главная миссия куратора заключается в том, чтобы оставаться преданным искусству и художникам, для которых биеннале - важная площадка для высказывания.