Музей под открытым небом: малоизвестные достопримечательности Рима
Рим - это идеальный пример искусства, окружающего нас повсюду, которое просто не поместилось в музеи. Помимо всем известных туристических достопримечательностей, в городе множество действующих соборов, где по сей день можно увидеть работы Караваджо или архитектурные элементы древней Греции. На залитых солнцем площадях привлекают внимание Троянские колонны или гранитные Египетские обелиски, а маленькие улочки не изменились со времен карты Нолли.
Каждое здание церкви является уникальным отображением своего времени, что дает возможность прикоснуться к истории, в прямом смысле слова, со своими законами и традициями. Итальянцы называют это словом сполиа «spolia» ( lat. spolis «трофеи») что означает совокупность различных элементов, разных стилей и времен в одном целом. К примеру, Базилика Санта-Мария-ин-Арачели ( Scala dell’Arce Capitolina, 12), что находится на вершине Капитолийского Холма, на том самом месте где однажды гуси спасли Рим, воплощает в себе идеальную "Сполию". Тут можно увидеть древнегреческие колонны рядом с колоннами из египетского порфира, украшенные греческими и римскими капитолиями, что возвышаются к люстрам, собранным из средневековых итальянских палаццо.
Если выйти из церкви не через центральный, а через южный вход (он расположен справа от главного алтаря), то по Гемониевым Ступеням (Via di S.Pietro in Carcere) можно спуститься к Пияцца-дель-Кампидольо (Piazza del Campidoglio) и Дворцу Сенатов (Palazzo Senatorio), спроектированными в 1536 году по проектам Микеланджело. С западной стороны площади открывается уникальный вид на центр Рима, а с восточной можно сверху полюбоваться на остатки Римского Форума.
Церковь Санта-Мария-ин-Космедин (Piazza della Bocca della Verita, 18) - это любимая церковь французского архитектора Ле Корбюзье, располагает в своей лоджии античную плиту Уста Истины (it. "Bocca della Verita"). По легенде ее рот откусит руку лжецу. В церкви Сан-Луиджи-дей-Франчези ( Piazza di S.Liugi de’Francesi) собраны три работы раннего Караваджо, а в базилике Санта-Мария-дель-Пополо (Piazza del Popolo), которая находится у одноименной площади с одной из знаменитых говорящих скульптур Рима, можно увидеть две его поздние работы.
По пути к Колизею через Виа-деи-Фори-Империали, проспекту построенному по приказу Бенито Муссолини, можно свернуть северней к базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи ( Piazza di San Pietro in Vincoli, 4). Здесь находится первая статуя Моисея авторства Микеланджело. Изначально автор хотел символизировать лучи света вместо привычного всем нимба, но буквально получились "рога", после чего все последующие изображения святого имеют эту характерную только ему черту.
По городу можно встретить множество именитых палаццо, чьи фасады спроектированы по чертежам известных итальянских архитекторов, таких как Микеланджело, Рафаель Санти, Браманте и Антонио да Сангалло младший. Палаццо характерны тем, что в отличии от вилл - это городские, а не загородные резиденции именитых семей. У реки Тибр, недалеко от Виа Джулия ( via Gullia), на улице, застроенной по приказу Папы Юлия II, располагается Палаццо Фарнезе ( Piazza Farnese, 67) над фасадом которого после смерти архитектора Антонио да Сангалло младшего, работал сам Микеланджело.
Прогуливаясь под кронами римских платанов вдоль набережных Лунготевере ( it. lungotevere "вдоль Тибра"), нужно обязательно заглянуть в Фарнезинскую виллу (Via della Lungara, 230), в лоджиях которых сохранились фрески Рафаеля Санти и Джулио Романо. Это единственный пример загородной резиденции времен Ренессанса, расположенной в центре города. До сих пор она окружена изысканными садами со всех сторон, однако большая их часть была утрачена при перестройке города для расширения набережной Тибра.
Рядом расположен известный римский район Трастевере (Trastevere), где вдоль узких вымощенных камнями улицах сохранились средневековые маленькие домики. Похожие можно найти только по другую сторону реки и западней от площади Навона (Piazza Navona), где во времена Средневековья маленьким улочкам не давали названий, ведь это были местные короткие проходы по утрамбованной грязи с одной улицы на другую. Во времена правления Муссолини город характерно изменили и перестроили, но эта часть осталась нетронутой еще со времен карты города, составленной Джамбаттиста Нолли в 1748 году. Здесь можно просто гулять бесконечно долго.
Текст: Люба Захарова.