Картины «рыцаря Краковского модерна» показали в Одесском музее
До 25 сентября в Музее западного и восточного искусства (Пушкинская, 9) работает выставка живописи из фондов Львовской картинной галереи «Яцек Мальчевский - рыцарь Краковского модерна».
Яцек Мальчевский (1854-1929) родился в дворянской семье, принадлежащей к гербу Тарнава и потерявшей свои земельные владения. Представителями этого рода являлись поэт Антоний Мальчевский, мистик Ванда Мальчевская, генерал Юлиан Тадеуш Мальчевский. Начиная творческий путь как реалист, Яцек Мальчевский примыкает к символизму, к неудовольствию своего именитого учителя Яна Матейко, автора монументальных исторических полотен, отправляется на учебу в парижскую Школу изящных искусств, затем в Мюнхен. Испытывает влияние Пюви де Шаванна, Арнольда Беклина. Гюстава Моро и Густава Климта. Впоследствии становится профессором, а затем и ректором Краковской академии художеств, обучает на курсах имени Баранецкого живописи женщин, не имевших права учиться в академии.
«Отравленный колодец» (1907)
«Христос и самаритянка» (1912)
«Париж отнесся прохладно к живописи Мальчевского, пресса писала о нем как о прекрасном рисовальщике, оставшемся в узком кругу национальных интересов, - рассказал на вернисаже искусствовед Владимир Островский. - В 1924 году Мальчевский пишет портрет маршала Пилсудского и резко выходит за границы своего государства, где остановилась поступь «мировой революции». Его картины дорожают на мировых аукционах, их скупают польские меценаты с целью сохранить как национальное достояние».
«Автопортрет с музой» (1906)
«Христос перед Пилатом» (1907)
На выставке представлены 24 картины, в основном портреты и автопортреты, черты художника угадываются и в картинах «Христос перед Пилатом» (1907), «Христос в Эммаусе» (1909), что Мальчевский при жизни оправдывал так: человек создан по образу и подобию Бога, почему бы Христу не иметь сходства с человеком? Львовская коллекция живописи Мальчевского (68 картин и набросков, а также 18 рисунков и акварелей) сохранена благодаря одной из возлюбленных художника. После выставки художника в Париже в 2000-м году Яцек Мальчевский попал в фокус внимания французских искусствоведческих изданий, интерес к нему возродился в масштабах Европы.