Уголок реставратора - у Ройтбурда не подменяют шедевры, а приводят их в порядок
О том, что новая реставрационная мастерская открывается в Одесском художественном музее, "Думская" уже писала.
Но, конечно, мы не могли пропустить церемонию перерезания красной ленточки. Маленькая мастерская в дворовой пристройке - царство Галины Шуваловой.
"Ящик для гравюр маловат, если со временем удастся его заменить другим, отдадим в фонды, - говорит Галина Ефимовна. - Сын смастерил мне очень хороший стол с подсветкой, который не купить. Со мной хорошо поделилась моя "альма матер", Киевский реставрационный центр - у меня есть необходимое оборудование, химпосуда, дистиллятор, пресс, вытяжной шкаф...".
Как выяснилось, реставрировать графику гораздо сложнее, чем живопись. В картине все более или менее предсказуемо: холст, грунтовка, красочный слой, лакировочный слой. А бумага может быть самых разных сортов и попробуй восстанови утраченный фрагмент, если такую больше не найти в продаже... Что касается материалов исполнения, реставраторам проще, когда речь идет о чем-то одном: рисунок выполнен тушью "от" и "до" - одно дело, но ведь господа художники во все времена любили эксперименты ради впечатляющего результата... Вот тут начинается... Соединил когда-то мастер чернила и пастель, а теперь реставратору надо затратить неимоверные усилия, чтобы вернуть произведению первозданный вид. Но все это делается, и будет делаться впредь. Галина Шувалова мечтает обзавестись помощником и обучить его секретам ремесла, тогда дело пойдет быстрее.
"В музейных фондах примерно 4 тысячи графических произведений, - рассказала заместитель директора музея по развитию Александра Ковальчук. - Привести в порядок весь фонд - задача на 20 лет".
"Реставрационной мастерской в музее никогда не было, - говорит директор учреждения Александр Ройтбурд. - Более 20-ти лет здесь не было постоянного реставратора, не велась, к сожалению, систематическая реставрационная работа. Не было оборудования, кадров, наверное, желания".
Напомним, что деятельность Ройтбурда на посту директора Художественного музея началась как раз с реставрации экспонатов, картин, которые обрели свежий вид и новые рамы. Теперь графику будут "приводить в чувства" в собственной реставрационной мастерской. Конечно, найдутся такие, кто будет шипеть по углам, будто под видом реставрации происходит подмена шедевров на копии, но что взять с убогих...
Автор Ирэн Адлер, ф ото Владимира Андреева