1+1=3: Маартен Деволдере и Йинте Депре о возрождении Balthazar
17 сентября бельгийская группа Balthazar возвращается в Украину с презентацией новой пластинки Fever, которая стала первым релизом после четырехлетней паузы. В преддверии концерта в Киеве Йинте и Маартен рассказали Vogue UA о необходимом перерыве, о том, как изменилась группа и как поменялись они сами.
Бельгийская инди-рок-группа Balthazar появилась на свет в 2004 году и за шесть лет доросла до полнометражного релиза, пока колесила по Европе, старательно продвигая свою музыку. Первая половина 2010-х стала для музыкантов весьма продуктивной. Они выпустили три студийных альбома: «Applause» (2010), «Rats» (2012) и «Thin Walls» (2015), которые продемонстрировали необычное и многообещающее звучание. Потрясающие рифмы, меланхоличный вокал и гладкая басовая линия до сих пор являются тремя столпами, на которых стоит уникальный стиль группы.
В 2015 году, после того как Balthazar завершили очередное турне с альбомом «Thin Walls», они почувствовали, что что-то идет не так. Их «хорошо смазанная машина» уже работала на автомате, и пятеро участников группы оказались замкнуты в непрерывном цикле: запись в студии, продвижение, релиз, гастроли. «Мы шесть лет гастролировали по Европе, выпустили три альбома. За это время у нас появилось ощущение, что мы действуем слишком предсказуемо, и это убивало все удовольствие», - говорит Маартен. По завершении тура участники Balthazar отправились в творческий отпуск.
Ведущие музыканты Маартен Деволдере и Йинте Депре начали сольные проекты. Деволдере сформировал Warhaus, рок-группу, пропитанную эстетикой нуара, которая взяла начало с гангстерского кино 1940-50-х годов и бульварных романов. А Депре тем временем занимался своим J. Bernardt, в котором соединял фирменный стиль Balthazar и нетипичную для него электронику.
Тем не менее, намеренный раскол случился вовсе не из-за истощения креативной жилы, а в силу мудрого предвидения того, что звезда Balthazar может попросту угаснуть, если не предпринять какие-то действия. В интервью, пока Маартен рьяно рассказывал о рутине и предсказуемости, которые могли разрушить бренд, Йинте, как будто бы оправдываясь, посредством незамысловатых математических подсчетов объяснял, что на самом деле 4 года прошло между выпуском «Thin Walls» и «Fever» и что фактически пауза длилась меньше: «Мы гастролировали до конца лета 2016 года. И «Fever» был впервые представлен в конце 2018 года. Так что прошло всего чуть больше двух лет».
Но оба сошлись на том, что какой-никакой перерыв был необходим. «Мы впали в ступор в творческом плане. Новые проекты были как свежий воздух. Чем дольше мы занимались собственными делами, тем больше мы открывали в себе детей, которые просто хотели делать музыку», - говорит Йинте. После вечного страха оступиться сольные проекты стали для музыкантов своего рода реабилитацией. «Мы могли просто пустить все на самотек и посмотреть, к чему это приведет, - говорит Йинте. - И сейчас это самое важное в Balthazar. Мы относимся к себе менее серьезно».
Порознь Маартен и Йинте увидели возможные перспективы развития и, конечно же, многому научились. «Я думаю, что больше всего изменилось отношение к созданию музыки. Люди думают, что музыка Йинте более заводная, танцевальная и душевная. А Warhaus воспринимали как нечто винтажное и классическое. Но когда мы начали работать над «Fever», мы словно поменялись ролями. Я был вдохновлен проектом Йинте и стал делать то, чего не делал раньше. Мы открыли друг другу новые возможности», - говорит Маартен. Оба отмечают, что всегда знали, что вернутся в группу. «Сольные проекты заставили меньше бояться экспериментов. Несмотря на то что у нас с Маартеном по прежнему разные вкусы, мы идем рука об руку. Balthazar - это объединенные усилия. 1 + 1 = 3. Нет смысла работать вместе, если это не так».
Иногда сделать паузу - единственный выход. И новый студийный альбом Fever, с которым Balthazar вернулись из четырехлетнего хиатуса, - наглядный тому пример. Основываясь на стиле первых трех альбомов, а также опираясь на творческий багаж сольных работ Деволдере и Депре, Fever стал апогеем развития группы. «Это определенно лучший альбом, который мы выпустили, - заявляет Маартен. - Обычно, когда альбом написан, через пару месяцев начинаешь думать, что мог бы что-то изменить в нем. Мы выпустили Fever в январе, но он нам все еще очень нравится. И звучит точно так, как мы хотели».
Мнение Маартена абсолютно оправдано: когда хочешь сделать что-то как можно лучше и у тебя получается, несомненно начинаешь чувствовать себя уверенно. «Этот альбом легче, менее меланхоличен и менее серьезен. Раньше мы были очень строги к аранжировке и пытались контролировать все. А теперь мы свободнее. Это то, чему мы должны были научиться, и то, что будем развивать в будущем». Йинте не менее горд результатом и рассказывает, что был очень удивлен тем, насколько новая музыка звучала как Balthazar, но при этом была чем-то совершенно новым: «Это доказало, что мы можем удивить самих себя и сделать то, чего от себя не ожидали». Выход из зоны комфорта инди-рока и познание разных жанров стали глубоким опытом для Йинте и Маартена. Это не только расширило их музыкальные горизонты, но и убрало страх перед неизвестным.
«Balthazar - это половина моей жизни, - рассказывает Йинте. - Мы начинали, когда были подростками, а сейчас нам за тридцать. Мы были честолюбивыми и амбициозными студентами консерватории. Речь шла не о том, чтобы зарабатывать на жизнь, а о возможности просто заниматься любимым делом. На этом я хочу сосредоточиться и сейчас. Я хочу расти, но при этом молодеть, просто сочиняя музыку, не относясь к ней слишком серьезно».
О серьезности ребята говорили много и часто, что вызвало вопрос о том, как же они все таки воспринимают свое творчество. «Я пишу музыку для себя. Это своего рода терапия, - говорит Йинте. - Это звучит высокомерно и эгоистично, но если вы делаете это не так, то вы создаете музыку по неправильной причине. Главное - воссоздавать эмоции, настоящие. Только тогда музыка имеет значение». Мартин же считает, что после релиза песня перестает быть собственностью автора и становится собственностью слушателя. Все, что его волнует, - чтобы музыка была простой, но всегда сочетала отношение и личность.
Примером для Деволдере и Депре являются легенды. Записывая альбом, они заслушивались пластинками классиков: от Дэвида Боуи и Леонарда Коэна до Лу Рида и Ника Кейва, которыми они искренне восхищаются и которых боготворят. При этом свои заслуги и успехи они нарочито преуменьшают и говорят, что не хотели бы, чтобы их запомнили. Йинте утверждает, что ему это попросту не нужно. Маартен же еще более самокритичен: «Я мудак, поэтому точно не достоин такой чести. Было бы здорово, если бы люди продолжали слушать наши песни, но забыли обо мне». Не ясно, что это - ложная скромность, лукавство или абсолютное непонимание масштаба своего успеха, - но их «откровения» звучат забавно: Balthazar уже вписали свое имя в историю музыки, и запомнят их независимо от их желания.
Текст: Марина Шуликина.