Жутко громко и запредельно близко: как трагедию 9/11 в США показывали в кино
События 11 сентября 2001-го никого не оставили равнодушным. Знаменитые башни-близнецы превратились в руины, а сотни детей стали сиротами, навсегда потеряв родных. Ужасающая катастрофа нашла отражение в кинематографе
В 2001 году, 11 сентября, в США произошел крупнейший в истории по числу жертв теракт. Четыре рейсовых авиалайнера были захвачены запрещенной террористической организацией 18 лет назад. Этот день стал траурной датой не только для жителей Нью-Йорка, но и для всего мира. Один самолет упал на здание Пентагона, другой рухнул на землю в штате Пенсильвания, а еще два - врезались в северную и южную башни комплекса Всемирного торгового центра на Манхэттене. Люди, которые в тот роковой день отправились утром на работу, так и не вернулись домой к семьям.
Трагедия унесла жизни почти 3000 человек, а еще 24 пропали без вести. Сутки напролет добровольцы разгребали завалы после взрывов в надежде отыскать пострадавших. Роковые события не только легли в основу нескольких романов, но и вдохновили режиссеров на создание фильмов, служащих одной цели - увековечить память погибших 11 сентября.
ЖУТКО ГРОМКО И ЗАПРЕДЕЛЬНО БЛИЗКО
Роман Джонатана Фоера вышел в 2005-м, а в 2011-м его экранизировал Стивен Долдри. Картина имеет прямое отношение к трагедии 9/11. Фильм начинается с того, что девятилетний мальчик Оскар узнает о гибели отца, отправившегося на деловую встречу во Всемирный торговый центр. На автоответчике ребенок обнаруживает пять сообщений от папы, которого озвучил Том Хэнкс. Телефон звонит в шестой раз, но испуганный школьник, уже услышавший новости о теракте, не отвечает, осознавая: папы больше нет.
"Он никогда не узнает, как умер его отец, - пояснил Долдри. - Он представляет все, что могло бы произойти. Каково это на самом деле? Какова природа падения с башни? В какой момент ты теряешь сознание? Все эти вопросы, я подумал, могут возникнуть в голове ребенка".
Оскар тяжело переживает потерю и отчаянно цепляется за ниточки, связывающие его с отцом. Через год ребенок находит в комнате папы конверт с ключом и надписью "Блэк", а также газетную вырезку, где маркером обведена фраза: "Не прекращай искать". Чтобы разгадать тайну, мальчик решает встретиться со всеми обладателями фамилии Блэк.
В попытках обнаружить владельца замка Оскар знакомится с людьми, меняющими его мировоззрение. Он узнает в соседе родного деда, который помогает внуку справиться с неприятностями и страхами. Однако в конце пути ребенка ждет разочарование...
Несмотря на удачную задумку и долгую работу над фильмом, Стивен Долдри подвергся жесткой критике за экранизацию романа. Картину назвали скучной и неубедительной. Зато эксперты признали превосходной игру юного Томаса Хорна, исполнившего главную роль.
ОПУСТЕВШИЙ ГОРОД
Драма Майка Байндера повествует об отношениях приятелей Чарли и Алана. Когда-то их многое объединяло: будни в общежитии, интересы и друзья. Но, встретившись через много лет, мужчины осознают, что судьба обошлась с ними по-разному.
Алан стал успешным дантистом и создал семью, но бытовые проблемы заставляют его чувствовать себя неудовлетворенным жизнью. Не с кем поделиться, когда хочется излить душу, - непонимание близких удручает героя. Совсем другие беды у Чарли, который потерял жену и троих детей 11 сентября 2001-го. Он пытается стереть из памяти тот роковой день, забыть не только о погибших родственниках, но и о друзьях. Судьбоносная встреча меняет мышление обоих персонажей.
Роль Чарли сыграл Адам Сэндлер, известный ролями преимущественно в комедиях. Новое амплуа изменило представление поклонников об актере. Именно тема посттравматического синдрома, ставшая заглавной в картине, привлекла внимание Сэндлера. Чтобы понять персонажа, артист встречался с людьми, потерявшими семьи в катастрофах.
"Было больно. Я знаю, что это очень важно прочувствовать, поэтому старался подготовиться. Это не было похоже на фильмы, которые я делал в прошлом, где я смеюсь и прекрасно провожу время на съемочной площадке. Это было определенно тяжелее", - признался Адам.
Фильм получил высокие оценки критиков, а режиссер удостоился Гран-при на фестивале в Торонто. Адам Сэндлер победил в номинации премии Teen Choice Awards как лучший драматический актер, но впоследствии признавался, что не ассоциирует работу в "Опустевшем городе" с трагедией 11 сентября. Чарли стал для него собирательным образом человека, лишившегося всего, что любил.
"БАШНИ-БЛИЗНЕЦЫ"
Еще одним фаворитом кинокритиков стала работа Оливера Стоуна, вышедшая в США под названием World Trade Center. Фильм-катастрофа рассказывает о судьбе полицейских, попавших в самую гущу событий 11 сентября 2001-го. Группа смельчаков оказывается в здании, которое стремительно рушится. Лишь двое сотрудников правоохранительных органов остаются в живых. Одного из счастливчиков играет Николас Кейдж.
В картине натуралистично продемонстрированы все ужасы трагедии: полицейские осознают масштабы катастрофы лишь тогда, когда видят, как испуганные люди прыгают из окон падающего здания. В качестве консультантов Оливер Стоун привлек спасателей, которые помогали в тот роковой день вытаскивать жертв из-под обломков.
Готовясь к роли, Николас Кейдж часами сидел в маленьком резервуаре, чтобы понять чувство клаустрофобии, которую испытал его герой, сержант МакЛофлин, под завалами. Кроме того, в съемках участвовали реальные полицейские и представители спецслужб.
Картину признали лучшим голливудским фильмом года, а Национальный совет кинокритиков США вручил создателям ленты приз "Свобода выражения". Гораздо менее впечатляющими оказались в итоге рейтинги IMDB - 5,9 из 10 баллов. Впрочем, к неоднозначным оценкам творчества Оливер Стоун привык. Так, широкий общественный резонанс вызвало и его "Интервью с Путиным".
"ПОМНИ МЕНЯ"
Аллен Култер затронул тему трагедии 9/11 в своем фильме лишь косвенно, однако именно это роковое событие в корне меняет канву сюжета. Студент Тайлер в исполнении Роберта Паттинсона тяжело переносит гибель брата и из-за озлобленности не находит общий язык с семьей и друзьями. Метания героя со временем сходят на нет, он находит гармонию в отношениях с возлюбленной, а 11 сентября 2001-го идет на встречу с отцом в офис, расположенный в южной башне Всемирного торгового центра. По иронии судьбы, герой погибает в момент, когда осознал: жизнь только начинается.
Картина получила смешанные отзывы: зрители оценили попытку Паттинсона уйти от романтического образа вампира из "Сумерек", а вот критикам игра актера показалась неубедительной. Зато сам Роберт был в восторге от участия в мелодраме Култера.
"Я прочитал тонны шаблонных сценариев в том или ином жанре, и было таким облегчением, когда я нашел "Помни меня". Что-то было в Тайлере, в том, как он реагировал на вещи, я не встречал таких персонажей", - рассказывает артист.
Позднее актер отмечал, что из банальной истории любви картина превратилась в настоящую драму благодаря неожиданной концовке. По мнению артиста, масштабный теракт изменил жизни тысяч американцев, и любое упоминание о нем вызывает в душах зрителей бурю эмоций. Это и стало одной из причин, по которой Паттинсон согласился на роль.
После "Помни меня" актер стал чаще сниматься в независимом кино. Однако в последнее время Роберт Паттинсон задумался о возвращении к популярным блокбастерам: ходят слухи, что именно он станет новым Бэтменом.
"ФАРЕНГЕЙТ 9/11"
Майкл Мур снял документальный фильм о событиях 11 сентября 2001-го и политике Джорджа Буша-младшего.
Документальная работа Майкла Мура стала, пожалуй, самой скандальной картиной о теракте в США. В своем памфлете автор критикует действия президента Джорджа Буша-младшего. Поэтому у Мура возникло множество проблем с финансированием и выпуском ленты в прокат. Зато "Фаренгейт 9/11" был с восторгом принят в 2004-м в Каннах, где получил "Золотую пальмовую ветвь" фестиваля и самые долгие овации за историю кинофорума. Ряд британских и американских СМИ через несколько лет окрестили эту работу фильмом века.
"Когда вы имеете дело с Майклом Муром, вы имеете дело с Джонатаном Свифтом нашего поколения, - утверждал режиссер Джордж Батлер. - Если этот взгляд распространится на всю страну - благослови его Бог".
Кроме того, впервые документальная картина возглавила список самых кассовых новинок недели. Только за выходные фильм собрал 24 миллиона долларов. Но были и те, кто критиковал Майкла Мура, называя манипулятором, исказившим факты и отразившим главную трагедию американского народа через призму политики. Простому зрителю не хватило художественной истории и эмоций, а эксперты и сейчас ведут полемику о том, насколько верны размышления режиссера об ошибках в работе бывшего президента.