Клофелинщицы Нью-Йорка: о фильме "Мошенницы с Уолл-Стрит"
В недрах стрипклуба
В центре картины, основанной на реальных событиях, находится стриптизерша Дестини (Констанс Ву). Поступив на работу в клуб в Нью-Йорке, она знакомится с его звездой - опытной Рамоной (Дженнифер Лопес), которая, зрелищно продемонстрировав у шеста свои выдающиеся профессиональные таланты и физические данные, берет девушку под свое крыло. Вместе они формируют тандем, который отлично зарабатывает на разномастных клиентах, общим знаменателем которых является то, что они в поте капиталистического лица своего трудятся на Уолл-Стрит.
Непрерывное погружение
В первый рабочий день режиссер Лорин Скафария отправляет Дестини долгим непрерывным кадром, в котором камера под музыкальные ритмы и зазывные тирады ведущего следует за героиней из переполненной говорливой гримерки на сцену и дальше в зал, фиксируя в своем движении и ее, и других девушек, и персонал клуба, и клиентов. За этим введением следуют короткие фрагменты приватных танцев, которые исполняет девушка, и утренний финансовый расчет, благодаря которому становится понятна экономика стриптиза - в ее максимально конкретном материальном воплощении, практически без слов.
Все самое важное в Telegram
Пунктир объяснений
Слов, объясняющих происходящее, правда, в фильме тоже хватает. Он сочетает живое действие, уравновешивающее горячие танцы демонстрацией долгих несценических передвижений персонажей, с рассказом, комментирующим и оттеняющим события. Этот рассказ ведет Дестини, отвечая на вопросы журналистки (Джулия Стайлз), готовящей материал о незаконном предприятии, которым Дестини и Рамона занялись после того, как из-за экономического кризиса 2008 года денежные потоки от клиентов с Уолл-Стрит иссякли и стриптиз перестал приносить доход.
Мастерство, эмоция, ирония
Лорин Скафария, также и автор сценария (по материалам статьи Джессики Преслер в New York Magazine), мастерски соединяет показ и рассказ, долгие сцены, убедительно чертящие эмоциональный контур отношений героинь, и повествовательный пунктир, позволяющий ухватить нерв событий, длившихся не один год, бомбардирует ритмичной музыкой, под которую танцуют, и настраивает на лиричный лад классическими рояльными переливами. Делает она это с большом мастерством и чувством, но также и с разумной иронией, которая позволяет ей удержаться от соблазна безоговорочно принять, понять и простить героинь.
Кадр из фильма "Мошенницы с Уолл-Стрит"
Краткий курс политэкономии...
Они (особенно Рамона, образ которой Дженнифер Лопес приправляет жесткими нотами) оправдывают решение подмешивать наркотики в напитки зажиточных мужчин и "чистить" их кредитные карты современной версией лозунга "Грабь награбленное". Поскольку экономический кризис разорил многих, украсть у дельцов с Уолл-Стрит - не преступление. Ведь за разврат они платят средствами, выведенными со счетов пенсионных фондов.
Эту мысль высказывают с экрана в более сочной форме. Так, очевидно, дает о себе знать влияние продюсера ленты Адама Маккея, взглянувшего на Уолл-Стрит образца 2000-х в "Игре на понижение" и не чуждого острого слова и раскованного физического действия, коих в "Мошенницах..." в избытке.
Кадр из фильма "Мошенницы с Уолл-Стрит"
и менеджмента креативных индустрий
Впрочем, намного интереснее в "Мошенницах с Уолл-Стрит" наблюдать не за программным препарированием "неправедного" и "несправедливого" капиталистического мироустройства в резвых монологах Рамоны, но за тем, как она с коллегами развивает стартап, основанный на их творческих талантах, сталкиваясь с проблемами формирования и сохранения команды, масштабирования бизнеса и подбора кадров (стриптизерш наркоманок сперва в дело решают не брать), борьбы с конкурентами (русскими проститутками) и недобросовестными посредниками. А главное - решая проблему определения уровня доходности предприятия: снимать с кредитных карт жертв деньги по-максимуму или делать это сдержанно, сохраняя вероятность того, что они не заметят траты, не заявят в полицию и вернутся в компанию "мошенниц" еще не раз.
В последнее время и Министерство культуры и Украинский культурный фонд вкладывали усилия и средства в разработку обучающих курсов для отечественных менеджеров культуры. Просмотр живого, ироничного, зажигательно трясущего ягодицами фильма Лорин Скафария может такие курсы если не заменить, то уж точно отлично дополнить.
Сергей Васильев для delo.ua