Как успешно продать Центрэнерго
Конец прошлого энергетического года ознаменовался позитивной новостью: компания Deloitte Consulting начала подготовку к приватизации тепловой генкомпании «Центрэнерго», а также трех энергопоставляющих «Запорожье-», «Николаев-» и «Харьковоблэнерго».
Теперь у государства впервые появился шанс продать зарубежному стратегическому инвестору крупную энергогенерирующую компанию. И этот шанс эксперты оценивают достаточно высоко. Остается вопрос: нужно ли это самому государству?
Отделить перевозки угля от чиновника
Приватизация ПАО «Центрэнерго» была объявлена еще в прошлом году, однако из-за противодействия со стороны Минэнергоугля оказалась фактически заблокированной. Для самой компании 2015 год ознаменовался коррупционными скандалами, кадровой чехардой, а также журналистскими расследованиями на предмет пребывания «Центрэнерго» в зоне интересов замглавы фракции БППИгоря Кононенко.
Впрочем, негативный резонанс, сложившийся вокруг государственной тепловой генкомпании, рассеять очень просто: продать предприятие на открытом международном конкурсе. Желательно, чтобы покупателем объекта стал инвестор с мировым именем и прозрачной структурой акционерного капитала. Украинской энергетике нужны современные стандарты в корпоративном управлении, а также эффективные собственники и менеджеры, привыкшие работать в публичной конкурентной плоскости.
Собственно, никаких доводов в пользу сохранения «Центрэнерго» в государственной собственности на сегодняшний день не существует.
«Я искренне не вижу серьезных аргументов в пользу того, что компанию не нужно приватизировать. Говорят, надо ждать, пока капитализация вырастет, а потом продавать. Но мы уже лет 15-20 ждем, и что? Стоимость только падает. Да и как она может вырасти, если компанию не реструктуризировать, и если не заниматься кризис-менеджментом?» – задается вопросом управляющий партнер Imepower Юрий Кубрушко.
Он уверен: «Центрэнерго» в сравнении с «Энергоатом», ДТЭК и «Укргидроэнерго» не настолько крупный игрок, чтобы государство могло через него влиять на рынок. Да и механизмов влияния на рынок у государства, помимо прав собственности в отдельно взятой генкомпании, более чем предостаточно.
«Там нужны радикальные меры по финменеджменту, управлению закупками, оптимизации ремонтов, поиску дешевых кредитов для реконструкции. Нужны специалисты, которые знают, как работать в условиях либерализованных энергорынков. В компании необходимо сделать нормальный финплан, вывести поставки угля на реальные конкурсы, провести аудит технических мощностей, высчитать их остаточный ресурс и экономику, принять решение, что развивать и обновлять, а что закрыть», – перечисляет Кубрушко.
Схожее мнение высказал в комментарии Forbes и старший аналитик инвесткомпании Dragon Capital Денис Саква: «Несмотря на соответствующее требование МВФ, заявления нескольких иностранных инвесторов о готовности участвовать в конкурсе, а также активную позицию Министерства экономического развития и торговли, которое всячески пыталось ускорить процесс продажи «Центрэнерго», приватизация компании в прошлом году была фактически заморожена. В том числе из-за противодействия со стороны Минэнергоугля».
В 2015 году «Центрэнерго» испытывала хронический дефицит топлива, поучаствовала в нескольких коррупционных скандалах, сократила производство на 40% и показала 80 млн гривен убытков за 9 месяцев 2015 года. «Компания попала в ситуацию, когда инициатива наказуема, а ее менеджмент может быть обвинен в нанесении ущерба государству просто за то, что не выполнил распоряжение «сверху». В результате предприятие заняло пассивную позицию, стараясь избегать каких-либо активных действий. А инвестиционная привлекательность «Центрэнерго» продолжала падать», – подчеркивает Денис Саква.
Таким образом, если преимущества от сохранения «Центрэнерго» в госсобственности не просматриваются, выгоды от его продажи как для государства, так и для самой компании налицо.
Во-первых, государство перестанет заниматься необязательной для него хозяйственной деятельностью по поставкам угля на Трипольскую и Змиевскую ТЭС, и сосредоточит сэкономленные усилия на стратегическом планировании и обеспечении эффективной регуляторной политики.
Во-вторых, «Центрэнерго» избавится от административно-политической зависимости, наладит нормальную коммерческую деятельность и станет сильным игроком в условиях конкурентного энергорынка.
Кто купит?
По мнению директора компании «ЭРУ Трейдинг» (дочернего предприятия ООО «Энергетические ресурсы Украины») Андрея Фаворова, если правительство правильно организует и проведет конкурс, шансы успешной продажи «Центрэнерго» достаточно высоки.
«Новость декабря 2015 года о том, что Deloitte Consulting начала подготовку актива к продаже, является самой крупной подвижкой в приватизационном процессе. Работы предстоит много. Нужно провести детальную экспертизу контрактов по углю, оценить кредитный портфель, подготовить для потенциальных инвесторов максимально полную информацию о компании и ее инвестиционном потенциале. В целом тепловая генерация во всем мире на сегодня – не особо привлекательный актив для инвестирования, однако результат конкурса будет зависеть во многом от способности привлечь качественного советника», – пояснил Андрей Фаворов Forbes.
На этом фоне, как считает ряд опрошенных экспертов энергетического рынка, настораживает наблюдающаяся на рынке скупка долгов «Центрэнерго», что может свидетельствовать о попытке обанкротить компанию и провести приватизацию в теневом режиме. По их словам, интерес к покупке «Центрэнерго» дополнительно проявляли польская Polska Grupa Energetyczna S.A. (PGE), а также украинская «Донбассэнерго».
По мнению Юрия Кубрушко, в целом покупателей на такие активы, как «Центрэнерго», в современной мировой экономике мало, учитывая тренд перехода крупных энергокомпаний к генерации на возобновляемых источниках.
«Инвесторы, которые могут купить «Центрэнерго» – это специфические компании, они привыкли работать в Африке, Азии, Латинской Америке. И умеют оценивать активы в условиях полной неопределенности. Что касается инвесторов, которые привыкли работать в Европе, в Украину они сейчас по совокупности рисков не придут. Так что EON и ENEL покупать точно не будут, но при адекватных условиях конкурса и цене пакета, 2-3 нормальных инвестора могут прийти», – уверен Юрий Кубрушко.
Согласно информации Дениса Саквы, продажная цена контрольного пакета акций «Центрэнерго» может превысить нынешнюю расчетную стоимость по капитализации. «Сейчас рыночная капитализация компании – около $75 млн, что значительно меньше, чем затраты на проведение реконструкции даже одного блока. Но покупатель будет поставлен перед необходимостью инвестировать собственные (или заемные) средства в развитие, и оценка, полученная в ходе аукциона, может значительно отличаться от той, которая сформировалась на фондовом рынке. Я думаю, что компания будет продана по капитализации в интервале от 100 до $200 млн», – сообщил Денис Саква Forbes.
На все воля правительства
Украина уже имеет опыт успешной приватизации шести энергопоставляющих компаний на открытом международном конкурсе в 2001 году, когда в страну пришла американская компания AESCorp. Уместно напомнить рецепт 15-летней давности, который сделал аукционы эффективными.
Проведение road show украинских облэнерго в европейских странах.
Организация постоянно действующей межведомственной рабочей группы при Кабинете министров с ее подчинением напрямую премьер-министру Виктору Ющенко, который принимал непосредственное участие в подготовке к тендерам.
Публичная разработка условий конкурсов с учетом пожеланий потенциальных инвесторов, а также разработкой встречных обязательств государства, в том числе посредством проведения открытых круглых столов в НКРЭ с приглашением всех заинтересованных участников.
Внесение изменений в нормативно-правовую базу, в частности, в плане предоставления облэнерго права на отключение всех должников без исключения, а также гарантированное предоставление государством 17%-ной рентабельности на вложенный капитал на условии встречного требования к поставщикам по обеспечению полной оплаты электричества.
Конечно, можно пойти и по другому приватизационному пути, который выбрало правительство Николая Азарова в 2012-2013 годах. А именно, что касается генерации: не выставлять на конкурс контрольные пакеты акций, а также обязать инвестора закупать преимущественно уголь у отечественных угледобывающих компаний. В этом случае можно даже не сомневаться, что никто на конкурс по продаже «Центрэнерго» не придет. Кроме, разве что, некоторых отечественных олигархов, под какими корпоративными брендами они бы при этом ни маскировались.
Впрочем, можно даже подготовить идеальные условия конкурса, однако отпугнуть инвестора еще на стадии предварительных консультаций. Нечто подобное в 2015 году уже произошло с французской Gasde France в ходе визита ее представителей в Киев и встречи с руководством Минэнергоугля – инвестиционный интерес французов сразу подупал.
«Если официально поддерживать приватизацию, но искренне ее не хотеть, существуют десятки способов, как изнутри затормозить процесс – выписать маразматичные условия конкурса, не дать инвесторам доступа к компании и документации, запугать на встречах инвестора рассказами об отраслевых проблемах», – объясняет Юрий Кубрушко.
Однако, несмотря на множество отраслевых и общегосударственных проблем в Украине, есть основания считать, что «Центрэнерго» – достаточно привлекательный актив для инвестора.
Во-первых, в условиях производства в стране более 50% электроэнергии на АЭС, а также активного наращивания доли возобновляемых источников будет возрастать потребность в маневренных мощностях тепловых электростанций. В Украине маневренные и регулирующие мощности в дефиците, и основную нагрузку по выравниванию суточных и сезонных перепадов в энергопотреблении несут ТЭС.
Примечательно, что с ростом потребления электроэнергии населением возрастает разрыв в соотношении между минимальным и максимальным суточными пиками потребления. Так, если в 2012 году соответствующий усредненный коэффициент составлял 0,753, то в 2013-м – 0,737, в 2014-м – 0,733. Таким образом, роль тепловой генерации в выравнивании суточных и сезонных графиков энергопотребления в будущем конкурентном рынке сложно недооценить.
Во-вторых, достаточно привлекательной в силу географического расположения своих трех электростанций выглядит и сама «Центрэнерго». В частности, Трипольская, Змиевская и Углегорская ТЭС расположены, соответственно, в трех дефицитных энергосистемах: Центральной, Северной и Донбасской. Особо востребованной является электроэнергия Змиевской ТЭС, которая обслуживает растущий Харьковский энергоузел, а также Трипольской ТЭС, которая работает на Киев с его ежегодным 5-7%-ным ростом энергопотребления, Черкассы и Житомир.
И, в-третьих, как свидетельствует недавний опыт «Центрэнерго» в закупке южноафриканского угля, о котором писал Forbes, у будущего частного инвестора компании есть все возможности для диверсификации поставок топлива и снятия рисков зависимости от местных угледобытчиков. Тем не менее, результат предстоящего конкурса будет зависеть, прежде всего, от того, на каком блюдечке преподнесут «Центрэнерго» инвестору в правительстве.