"Процесс" Алексея Симонова: как победить коррупцию?
В 1989-м году на экраны вышел любопытный фильм Алексея Симонова "Процесс". В нем была сделана попытка обобщенно показать все проблемы советского общества на примере судебного процесса над работниками торговли, попавшимися на взятках. Фильм основан на реальных событиях.
На скамье подсудимых оказываются несколько ответственных работников районного и областного уровней, уличенных во взятках, использовании служебного положения и коррупции. Нити, очевидно, тянутся наверх, но следствию и суду "обрубают" возможность распутывать клубок дальше. Показывается, как теневой капитал сросся с партноменклатурой и получил в свои руки реальную власть. Власть альтернативную советской власти, но не менее мощную - власть денег. И чем выше тянутся нити, тем плотнее срослась номенклатура с капиталом - вплоть до полного отождествления.
Открытый судебный процесс был задуман как показательный и политический. Но чем очевиднее, что на скамье сидят "стрелочники", тем больше процесс начинает походить на фарс. В итоге все фигуранты получают реальные сроки за взятки, хотя с доказательством вины явные проблемы. Но еще более явная проблема состоит в том, что прогнила и проворовалась буквально вся система, и уничтожение ее крохотного фрагмента - занятие совершенно бессмысленное.
Попутно в качестве свидетелей вызванных в суд или допрашиваемых следствием показаны различные типажи советской элиты: ученые, музыканты, артисты. Люди, отлично понимавшие, что дружат со взяточниками и расхитителями, но осознанно закрывавшие на это глаза. Потому что они хотели быть там, где деньги и красивая жизнь
Особого внимания заслуживает эпизодический персонаж, известная певица, которую играет Вера Алентова. Да, сообщает певица следователю, мы, деятели культуры, науки и искусства, регулярно собирались на даче (правильнее было бы "в особняке") у высокопоставленного партийного деятеля. Да, я там пела для гостей. Да, никто не задавал вопросов, вроде "на какие деньги гуляем". Потому что не к вам же (подразумевается, "честным, но нищим идиотам") в гости ходить?
Здесь очевидно прослеживается та же социальная основа, которая стала движущим механизмом 37-го года. Когда целый слой зажравшихся и проворовавшихся партаппаратчиков был сметен вместе с теми, кто ходил к ним в гости и пел для них в их особняках, не задавая вопросов, "на какие деньги гуляем".
Еще один любопытный эпизод (до боли знакомый нам и сегодня) это процесс получения заочного высшего образования некоторыми из фигурантов дела. С той разницей, что сегодня дипломы покупаются за деньги, а тогда преподаватели брали "натурой" - дефицитными продуктами на вынос и распивочно во время выездных сессий по приему экзаменов, где студенты (работники торговли) накрывали профессорам такие "поляны", что профессора не задавали ни единого вопроса.
В 30-х "ежовских" годах профессоров вместе с их "студентами" записали бы в антисоветскую контрреволюционную организацию. И по большому счету были бы правы. Организация налицо, а тот факт, что цели свержения государственного строя нигде не прописаны, не меняет антисоветской и контрреволюционной сущности организации.
Понятно, что с такими порядками страна была обречена. СССР отказался себя защищать, потому что у власти стояли именно те люди, которых и нужно было зачистить, чтобы защитить СССР.
Но был ли выход из создавшегося положения? Выход был. Часть партийной номенклатуры отлично понимала, что такое положение дел приведет страну к скорому концу.
Но проверенное лекарство середины 30-х по вышеуказанным причинам применить они не могли. Попыткой найти альтернативу стала Перестройка, вызревшая в партийных кругах еще до прихода к власти Горбачева. Перестройка, о чем сейчас помнят не все, начиналась как раз с лозунгов борьбы с коррупцией, уничтожения привилегий номенклатуры и социального расслоения. Но когда за дело оздоровления общества берутся сами носители и распространители заразы, то успешное лечение невозможно. Подтверждение тому не только тот факт, что ошметки Советского Союза растащили по своим логовам именно выходцы из парноменклатуры, комсомола и КГБ.
Доказательством тому служит и биография режиссера фильма А. Симонова. Сын известнейшего советского классика Константина Симонова, он с детства принадлежал к избранным, к "проклятой касте" по выражению Сталина. Работал на советскую власть, снимал кино, в 1989-м снял фильм "Процесс", который идеологически обслуживал очередной этап горбачевской Перестройки. А с 91-го года - он председатель правления Фонда защиты гласности. Затем (с 2001-го) - председатель жюри премии имени Андрея Сахарова "За журналистику как поступок", учрежденной, между прочим, Каспаровым.
Постсоветская история наглядно показала, у постсоветских стран есть лишь два пути. Либо превращение в полуколонии с деградирующим и вымирающим населением, либо периодические повторения 37-го года.