Не спать, следить за "сиянием": о мистическом триллере "Доктор Сон"
Лечит ли время?
"Доктор Сон" Майка Флэнагана является экранизацией одноименного романа Стивена Кинга, плодотворного мастера литературного "ужасного", который тот написал в начале 2010-х - и не на пустом месте, но в качестве продолжения романа "Сияние", вернувшись к нему спустя три с половиной десятилетия.
В центр новой истории он поместил Дэнни Торренса, ребенка со сверхъестественными способностями (тем самым "сиянием"), за которым в конце 1970-х отец гонялся по исполненному зла уединенному отелю "Оверлук" в горах Колорадо - с топором и стойким намерением зарубить.
Свой интерес в создании очередного многостраничного "кирпича" Стивен Кинг объяснял просто: разобраться, как Дэнни пережил эту болезненную психологическую травму (и пережил ли ее), и выяснить, что происходит с ним, сорокалетним, теперь.
Кратко и по делу в Telegram
150 минут, чтобы найти ответ
Размашистый хронометраж экранизации оказывается под стать словоохотливости Стивена Кинга. Длительность фильма в почти 150 минут позволяет:
- дотошно разобраться с тем, как Дэнни в детстве научился "закрывать" в своем сознании ужасы прошлого,
- убедиться, что это не спасло его от взрослых блюющих кутежей, алкоголизма и густой бороды (ее какое-то время исправно носит исполнитель главной роли Юэн Макгрегор),
- увидеть, как ему все же удалось побороть "зеленого змия", сбрить бороду и стать полезным членом общества, не только работающим в хосписе и помогающим пожилым людям совладать со страхом смерти (о ней Дэнни знает не понаслышке), но и готовым рискнуть своей жизнью ради других.
Кадры из фильма "Доктор Сон"
Конкретное зло
Риск этот связан с тем, что зло в "Докторе Сне", в отличие от "Сияния", - не привязано к малодоступному месту (отель "Оверлук" до долгой поры остается за кадром), но конкретизировано в образах злодеев, которые колесят по Штатам практически цирковым караваном под предводительством таинственно не снимающей шляпы Роуз (Ребекка Фергюсон), выискивают детей, носящих в себе "сияние", похищают их и жестоко убивают, чтобы завладеть дефицитным "товаром".
Когда их хищные поиски выводят на подростка Абру Стоун (Кайли Карран), которая "сиянием" набита под завязку и с которой Дэнни общается с помощью своеобразных ментальных SMS, появляющихся надписями мелом на стене его жилья, герой, преодолевая парализующий страх, решает вступить с ними в поединок.
Кадры из фильма "Доктор Сон"
Действие вместо бездействия
В этом противостоянии дуэта психологически травмированного алкоголика и подростка с силами зла проявляют себя сильные черты масштабных экранизаций романов Стивена Кинга, позволяющих дотошно, зрелищно, в меру реалистично, даже грубо и при этом максимально доступно раскрыть запутанный сюжет, одновременно открыв внутренний мир героев.
В "Докторе Сне" "внутреннее" фактически становится "внешним", поскольку Майк Флэнаган, убедительно играя мускулами компьютерной графики, материализует схватки между носителями добра и зла, ведущиеся в их сознании, зачастую не только не скрывая момент перехода из реального мира в ирреальный, но, наоборот, подчеркивая его.
Подготовленные режиссером экранные "раздражители" выполняют свою функцию весьма эффективно.
"Доктор Сон" - долгий, но не тягуче тягостный - раз за разом колет зрителей в нервные центры, не давая им заснуть.
Остатки формы Стенли Кубрика
Разжеванная прямолинейность повествования и его (в меру) интенсивный темп во многом позиционируют новую экранизацию как своеобразный "ответ" "Сиянию" Стенли Кубрика - 140-минутной киноверсии оригинального романа, выполненной в 1980 году, о которой сам Стивен Кинг отзывается весьма нелицеприятно и с которой с момента ее выхода находится в больших неладах.
Майк Флэнаган, в отличие от автора, не может целиком игнорировать ее, учитывая, что работа Стенли Кубрика является, пожалуй, одной из самых известных экранизаций писателя и содержит немало впечатавшихся в зрительское сознание образов и сцен. Поэтому он регулярно воссоздает их (с первых кадров и, особенно, в финальном акте, возвращающем историю в отель "Оверлук"), оказывая "Сиянию" "знаки внимания" - уважительные, но носящие несколько формальный характер.
Сергей Васильев для delo.ua