В Центре Помпиду представляют работы Кристиана Болтански
На выставке "Делать свое время" показаны 50 произведений классика современного искусства, созданные им за полвека карьеры.
Память, история человека и человечества - главные темы Кристиана Болтански (р. 1944). Вместе с директором Центра Помпиду Бернаром Блиcтеном, куратором выставки, он задумал ее как путешествие.
От ранней картины с безруким человеком "Овальная комната", трехминутного кроваво-жуткого видео "Кашляющий", хрупкой инсталляции "Театр теней" до металлического мегаобъекта "Мистериальное" (2017).
В 1972 году, участвуя в знаменитой Documenta 5 Харальда Зеемана, Болтански вошел в раздел "Индивидуальные мифологии". И сам сказал: "У хороших художников больше нет жизни: она сводится к тому, чтобы рассказывать истории, в которые остальные могут поверить как в свои собственные".
Классическими стали его инсталляции из сотен жестяных ящиков ("Архивы Кристиана Болтански") и из одежды ("Запас") - реквием по погибшим в нацистских лагерях смерти.
Многие помнят инсталляцию "Шанс" на Венецианской биеннале 2011 года, где машина крутила кинопленку с фотографиями новорожденных. С тех пор вопрос, есть ли у них шанс, стал еще острее. Время во всех возможных формах является партнером художника. "Отправление" и "Прибытие", как два указателя на вокзале или в многолюдном аэропорту, направляют посетителей по лабиринту выставки.
Кристиан Болтански. "Отправление". 2015. Фото: Courtesy Christian Boltanski et Galerie Marian Goodman / Rebecca Fanuele
Кристиан Болтански. "Памятник". 1985. Фото: Carré d’art - Musée d’art contemporain, Nîmes / David Huguenin