Агнешка Холланд: "Правда всегда станет явной, пускай иногда на это потребуется 50 лет"
Мария Жданова специально для vogue.ua встретилась с режиссером Агнешкой Холланд, которая сняла важный для каждого украинца фильм - "Цена правды".
"Гарет Джонс трижды был в УССР, в фильме мы решили совместить все эти визиты в одну поездку, чтобы усилить драматический эффект, но мне кажется, что с точки зрения настроения его путешествий, получилось достаточно точно", - рассказывает Агнешка Холланд. Мы в лобби отеля Hilton, польская режиссер, лауреатка "Золотого глобуса" и номинантка на "Оскар" прилетела в Украину, чтобы представить премьеру исторического триллера "Цена правды", который с 28 ноября зритель увидит в прокате.
О том, что уэльский журналист посещал советскую Украину, я узнала почти случайно еще в 2016 году в читальном зале архива Службы безопасности Украины, куда попала совершенно с другой целью. Уже дома из Википедии узнала, что этот журналист, не просто посещал Советский Союз в 30-е годы, но и одним из первых написал правду о Голодоморе.
Спустя год я оказалась на лекции "Достоверность журналистики: урок из истории" в университете Де Поля в Чикаго, где докладчик Найджел Линсен Коли, комментируя события в Украине и результаты американских выборов, рассказывал абсолютно детективный сюжет. Как-то Коли обнаружил на чердаке родительского дома сундук с бумагами. Из этих заметок Найджел узнал о своем прадеде, который работал на журналиста и основателя направления public relations Айви Ли, был советником премьер-министра Великобритании Девида Ллойда, путешествовал в Советский Союз вместе с Генри Джоном Хайнсом, тем самым "королем кетчупа", и вдруг погиб при неизвестных обстоятельствах в Маньчжурии.
Эта история была настолько необычной, что племянник решил провести собственное расследование, в ходе которого оказалось, что родственник Найджела Коли никто иной как... Гарет Джонс. Последующую часть лекции о том, как Джонс первым написал об ужасах Голодомора и был оклеветан журналистом The New York Times Уолтером Дюранти, я думала только об одном - эта история просто не может не быть экранизированной.
Источник: личный архив Найджела Колли, garethjones.org
Ноябрь 2019 года. Изображение Гарета Джонса смотрит на прохожих со всех афиш, экранов и ситилайтов - долгожданная украинская премьера картины "Цена правды". Я рассказываю историю про свое "знакомство" с Джонсом режиссеру Агнешке Холланд: "Мы встречались с некоторыми дальними родственниками Гарета в процессе работы над фильмом, но Найджел Коли был самым участливым", - говорит Агнешка Холланд. К сожалению, наш общий знакомый умер за год до премьеры фильма, но я уверена, что он был бы счастлив знать, что память о его дяде живет.
Несмотря на историческую подоплеку, "Цена правды" поднимает вопросы, которые не теряют актуальности. "Цель фильма, -- не только пролить свет на страдания невинных, но и показать храбрость отдельных личностей, послужить примером для современной журналистики, - подчеркивает Агнешка Холланд. - Мы живем в очень поляризованном обществе, иногда сложно говорить правду, особенно, если она кому-то неприятна. Но я уверенна, что демократия не выживет без объективной журналистики".
Помимо Гарета Джонса зритель встречает в фильме еще двух журналистов - Аду Брукс и Поля Клэба. Эти не исторические персонажи, а находка режиссера. "Я не хотела рассказывать романтическую историю на фоне трагедии Голодомора, близость и симпатия между героями исходит из обстоятельств, в которых они оказались. Они чужаки в этой стране: Ада переживает внутренний конфликт, ее роль - показать, как западные интеллектуалы служили сталинскому коммунизму, потому что искренне верили в него, как в альтернативу капитализму с его коррупцией с одной стороны, и набирающему популярность фашизму, с другой. Я хотела подчеркнуть глубину этих героев и неоднозначность ситуации".
Неоднозначной Агнешка Холланд называет и современную реальность, с которой зрители обязательно проведут параллели после просмотра фильма. "Определить время, в котором мы живем каким-то простым термином - сложно, это смесь разных явлений. Некий постмодернизм, когда люди знают правду, но игнорируют ее, создают альтернативную реальность или предпочитают фейковые новости настоящим. Думаю, что причина того, что человек всячески пытается избежать реальности, в страхе перед настоящим, перед событиями и вызовами, которые слишком часто меняются и слишком большие, чтобы им противостоять. Это побег от собственной свободы".
Корень проблемы Агнешка Холланд видит в невежестве: "В большинстве своем люди не хотят знать или принимать правду. Поэтому, мне кажется, что наш долг и долг всех тех, кто свободен от политической повестки, рассказывать правду. И в этом смысле телевидение и визуальное повествование - самый мощный инструмент. Они позволяют проникнуть в сердца и души аудитории, вызвать сочувствие и эмпатию".
Во время просмотра "Цены правды", одно из самых сильных впечатлений, производит детской пение и сцены с участием юных актеров. Эти эпизоды снимались в Украине под руководством Ольги Хайдес, посольку Холланд в это время работала над другим проектом. Результатом режиссер довольна: "По моим ощущениям, эти кадры получились очень выразительными. Мы хотели, чтобы Гарет был частью этого ужаса, частью Голодомора, а не просто наблюдателем, как во многих фильмах про западных журналистов, которые приезжают и описывают, что они увидели в "диких" странах. Нам важно было показать, как эта поездка повлияла и сформировала личность Гарета Джонса".
Повлияла поездка в Украину не только на персонажа Джеймса Нортона, но и на самого актера. На пресс-конференции он сетует на суровый климат и полуметровые снежные сугробы, с которыми ему пришлось "сражаться" во время съемок. Агнешка Холланд рассказывает, что при подготовке роли Нортон пробовал есть все, что выглядело хоть теоретически съедобным. "В своем дневнике Гарет Джонс пишет, как спасаясь от голода, он ел кору. Сцена с деревом в фильме доказывает, что в этот период время люди спасались от голода уже не очистками картошки, а всем, что могло наполнить желудок. В воспоминаниях очевидцев речь шла и о кожаной обуви".
После выхода "Во мраке" Голланд зарекалась снимать фильмы на историческую тематику, но сценарий Андреа Халупы заставил ее изменить свое решение: "Одна из причин по которой я решилась на этот фильм: если о Холокосте и преступлениях нацистов во время Второй мировой войны уже многое известно, то в глазах мировой публики коммунистический режим не получил такого же освещения. Люди в России вообще забыли об этом и предпочитают не помнить. Даже в опросе о самом великом лидере прошлого века большинство россиян назвали Иосифа Сталина. Мне сложно представить, чтобы в современной Германии в таком опросе победил Гитлер".
Для исполнителей главных ролей - Джеймса Нортона, Ванессы Кирби и Питера Сарсгаарда - Голодомор также оказалась неизвестной трагедией. "Питер что-то слышал, но эту тему не изучали в рамках школьной программы, как и многие другие преступления коммунистов", - комментирует режиссер. "Сегодня сложно встретить очевидцев, а те, кто мог бы что-то прокомментировать, отказываются. Дело не только в том, что долгое время тема оставалась запрещенной, это очень травматический и болезненный опыт, поэтому люди выработали внутреннюю цензуру. Мы находили некоторые материалы, но сведений намного меньше, чем, к примеру, о Холокосте". "Для Андреа это очень личная история, - добавляет режиссер. - Ее дедушка помнил голод и стал одним из тех, кто не побоялся открыто рассказать о случившемся. Он даже выступал перед американским Конгрессом, когда палата представителей признала Голодомор геноцидом украинского народа".
В завершении интервью речь зашла о нашумевшем сериале "Чернобыль" производства HBO, который определенно сыграл просветительскую роль в вопросе преступлений коммунистического режима для массовой аудитории. "Я не думаю, что вокруг "Цены правды" будет построен такой же культ, когда иностранцы будут ехать в харьковскую область, чтобы пережить ужасы Голодомора. И я не думаю, что у Вильяма Дюранти отберут Пулитцеровскую премию, что было бы справедливо. Большие институты очень неповоротливые в этом смысле. Но я допускаю, что это возможно. Возьмите, к примеру, движение MeToo. Казалось, что правда об этих преступлениях никогда не всплывет, но в какой-то момент дверца открылась, и поток уже не остановить. Главное, что правда всегда станет явной, пускай иногда на это потребуется пятьдесят лет".
Текст: Мария Жданова.