Как Украина изменилась за год: мы стали любимой страной банд воров
Новости с Давоса обнадеживают. В четверг, 21 января, Петр Порошенко встретился с вице-президентом США Джозефом Байденом. Темы - Минск (альтернативы нет, а Штаты поспособствуют в прекращении огня и обмене пленными) и энергетика (необходимо остановить строительство «Северного потока-2»).
«Проект политический, направленный как против Украины, так и против значительного количества государств ЕС, мы должны эффективно действовать, чтобы его остановить», - резюмировал Порошенко. А к его встрече с Кристин Лагард присоединилась глава Минфина: по ее словам, после согласования новой версии Меморандума Киев получит наконец третий транш кредита.
Плюс деньги на реформы от США: «Это гарантии в размере $1 млрд, и продолжение технической поддержки реформ в финсекторе», - сказала Наталья Яресько. Реальную ситуацию в экономике и других сферах осветил рейтинг глобальной конкурентоспособности за 2016 год. Новости неутешительны. Глобально мы просели на три позиции, пропустив вперед Гватемалу и Хорватию (единственной страной ЕС ниже нас в рейтинге оказалась Греция, да и то относительно). Локально – падаем.
Банки - худшие в мире
Во-первых, падаем в банковском секторе (по надежности финучреждения - на самом последнем месте в мире, по дороговизне услуг - плетемся в хвосте), просел фондовый рынок. А улучшения вроде снижения налоговой нагрузки на бизнес (на пять пунктов) выглядят, как пиар-победы.
«Эти показатели формальны, в них может проявиться как лоббизм со стороны Украины - мол, бизнес делать уже проще (внесли поправку в закон - вот и плюс к рейтингу), - так и со стороны западных партнеров, которые подустали от финансирования нас через кредиты от МВФ и других инвесторов, - считает экс-замминистра экономики Саша Боровик. - На деле трудно измерить наш серый рынок, бюрократию, даже «динамично растущий» IT-сектор, который работает через офшоры».
Экономист Алексей Кущ отмечает: хоть наша банковская система и является самой ликвидной в истории страны, ее рейтинг свидетельствует о неэффективности политики НБУ по концентрации банковского капитала и укрупнению бизнеса.
«Мелкие банки не имеют поддержки и исчезают. А именно они делают систему жизнеспособной, - утверждает он. - Показатель по доступности кредитов стабилен, но лишь потому, что процедуры не улучшились (проще говоря, их как не выдавали, так и не выдают. - Авт.). А рынок ценных бумаг у нас практически отсутствует, ведь нет притока в реальный сектор экономики, производной от которого является фондовый рынок».
Прорыв в IT-секторе
В гуманитарной сфере, судя по цифрам, улучшение: систему образования рейтинг поднял сразу на 18 позиций (спасибо замене школьных экзаменов на ВНО), вследствие этого выглядит рост качества кадров на тех же 18 пунктов.
«Но визуально качество образования не изменилось: система устарела, студентов учат по тем же программам, что 15 лет назад, а работодатели не могут сказать о выпускниках ровно ничего хорошего», - считает эксперт по кадровой политике Татьяна Пашкина.
Еще один пункт, где визуально Украина улучшила результаты, - соотношение оплаты труда к производительности, где мы вышли на 17-е место. «Но это означает лишь то, что из-за курсовых колебаний у нас подешевел труд: в Коростене в итоге рабочему платят 1,5 тыс. грн, в Польше - 15–20 тыс. в пересчете», - уточнила Пашкина.
Прорыв в «офшорном» IT-секторе эксперты объясняют просто: следствие глобализации. «Радует рост пользователей сети интернет, инновационного потенциала - но тут заслуга не нынешней власти, а работы последних 5–7 лет. За это время украинские мозги стали лидировать в отрасли, не зря наших спецов зовут в Google.com и Microsoft», - считает аналитик Сергей Быков.
Воруют вахтенным методом
Проседание по уровню оргпреступности - на два пункта. «Краж стало раза в два больше - и из квартир, и автоугонов. Это уже промысел: работают банды из Грузии, причем вахтенным методом, как нефтяники. Одна группа уехала - вторая едет на ее место», - рассказал нам экс-замглавы МВД, генерал-полковник Михаил Корниенко. А реорганизация и переаттестация в МВД, по его словам, деморализовала оперативную службу (именно ее сотрудники, разыскники, чаще всего и не проходят аттестацию).
«Ликвидирована система УБОП: да, там была коррупция. Но хоть 50% ребят были нормальными. А ведь у них - и оперативные источники, и база информаторов. Новые сотрудники с преступным миром знакомы мало, и уголовники чувствуют себя вольготно», - утверждает Корниенко.
Зато рейтинг записал плюс «Автодору» - на семь пунктов сразу. Качество дорог остается на 8-м месте в мире. С конца. «Плохая инфраструктура - мало развязок и съездов, дорожных знаков и информтабло, нет освещения, тех же «трещоток» у границы трассы, которых немало в западных странах, - сказал нам экс-глава Киевавтодора Георгий Глинский. - А вот полотно не самое плохое. И качество магистралей, что строят на деньги ЕБРР и Мирового банка, оценивают независимые инженеры».
Выросло доверие к политикам
Наконец совершенно неожиданно рейтинг «повысил» доверие украинского общества к политикам. Сразу на 12 пунктов. Однако выводы экспертов разбиваются об украинские реалии. Явка на местных выборах в 46,6% - мало для страны.
«Доверия, такого, как к полиции, нет - западные аналитики просто видят стратегические изменения, такие, как выполнение требований МВФ, США и ЕС, реформы госслужб, - сказал «Вестям» социолог Игорь Грозный. - Обыватель этого не заметит, но в целом прогресс очевиден».