Свою музыку надо любить: Загайкевич о конкурсе молодых композиторов и Kharkiv Music Fest е
Этой осенью в Харькове стартовал Всеукраинский конкурс молодых композиторов, посвященный памяти выдающегося украинского композитора Бориса Лятошинского, 125 годовщина со дня рождения которого будет отмечаться в следующем. Этот конкурс - часть программы Международного фестиваля Kharkiv Music Fest-2020, который пройдет в Харькове с 28 марта по 12 апреля.
Объявленный конкурс отличается не только большим призовым фондом, возможностью победителям сыграть свое музыкальное произведение с мировыми музыкантами на одной сцене, но и международным составом жюри.
Представителем Украины стала Алла Загайкевич - композитор, автор многочисленных камерных, симфонических и оперных произведений, в частности на слова Воробьева, Лишеги, Маяковского, Рильке, Сковороды, электронной музыки для аудио- и видеоинсталляций, киномузыки, а также музыковедческих статей. Член Национального союза композиторов, преподает на кафедре музыкально-информационных технологий Национальной музыкальной академии Украины.
Мы расспросили Аллу Леонидовну о конкурсе, есть ли спрос на авторскую украинскую музыку, о перспективах молодых композиторов в Украине, каким образом можно популяризировать современную украинскую и многом другом.
Алла Леонидовна, как ваши пути пересеклись с конкурсом Б. Лятошинского?
Стать членом жюри конкурса меня пригласил Иван Пахота (креативный куратор конкурса). Честно говоря, я не знала Ивана лично, а только его музыку, которую услышала на одном из международных мастер-классов, организованных ансамблем "Nostri Temporis". Это было несколько лет назад, но для меня с тех пор имя Ивана Пахоты попало в круг людей, заинтересованных в развитии современной музыки, реализации каких-то педагогических программ. Для меня Иван является представителем сообщества композиторов, заинтересованных в развитии украинской музыки, в том, чтобы продолжать не только самому учиться и развиваться, но и привлекать к этому коллег, молодежь.
Поэтому среагировала на его личный звонок. Он рассказал мне о самом конкурсе и Международный фестиваль Kharkiv Music Fest частью которого является конкурс молодых композиторов им. Б.Лятошинского. Собственно, такая история.
В чем, на ваш взгляд, заключается важность конкурсов для молодежи? Что должно мотивировать молодежь принимать участие в конкурсах? Только призовой фонд или, может, желание прославиться?
Участие в конкурсах как молодых композиторов, так и не совсем молодых, я думаю, это своеобразное приобщение к коммуникативному объединению общих взглядов на музыку. Лично я, работая с юными композиторами, вижу, что для детей, которые несколько лет пишут музыку, является важным и очень личным почувствовать, что он создатель современной музыки. Создание музыки, участие в конкурсах - это некое мерило своего активного участия в развитии чего-то очень важного в мире музыки. Композитор - это не анахронизм. Профессия композитора - это поиск, активность, актуальность. Поэтому конкурс - это, собственно, участие в самой горячей точке активности.
Есть ли спрос на современную украинскую авторскую музыку?
Вы знаете, я с удовольствием вижу, что этот, 2019 год, Украины в Австрии и Австрии в Украине как раз интересен тем, что Украина практически впервые представляет в мире почти исключительно новые произведения преимущественно молодых композиторов. То есть именно авторскую актуальную музыку, которая без анахронизмов, без лишней риторики культурного наследия, академизма или каких-то таких мертвых вещей. К сожалению, пока очень сложно представлять Украину за рубежом в области современной музыки. Поэтому я очень рада, тому, что в этом году такое удалось сделать на международном уровне.
Есть ли что-то, что выделяет украинскую авторскую музыку? Какая-то яркая, присущая именно нашим композиторам, черта?
Лично меня, человека, который участвует еще в и педагогическом процессе, как раз интересуют вещи, где композитор настаивает на своем, детальном представлении произведения. Потому что существует опасность для молодых композиторов, когда они знакомятся или общаются с европейскими исполнителями, увлечься европейскими традиционными линиями, допустим линиями Дармштадский школы, Лахенмана, французскими направлениями старых или современных течений. Появляется опасность стать апологетом, стать средним, приобрести средне-арифметическую европейскую интонацию, стать средне-арифметическим европейским композитором. К сожалению, такое случается - нивелирование собственного языка, собственной позиции, некий конформизм. И в этом случае возникает проблема нечеткого композиторского рисунка. Меня это очень угнетает. Потому музыкальный язык говорит о композиторе больше, чем сам материал драматургия, форма произведения. Индивидуальная музыкальная речь - это то, за что мы должны бороться.
Каковы перспективы композиторского направления в Украине? Ведь, много музыкантов, получая академическое образование, выезжают за границу, чтобы там реализовать себя.
Я бы не говорила, что композиторская профессия, психология композиторского творчества отличается чем-то от психологии творчества поэта, художника, писателя. Считаю, что каждый композитор сам может решить, как он построит свою жизнь, нужна ли ему связь с собственной страной; нужно ему уединение или он хочет быть вовлечен в работу какого-то хорошего музыкального оркестра.
Будучи студенткой Парижского института координации музыки и акустики IRCAM при Центре Помпиду, я видела, как прекрасно во Франции организована система для современных композиторов, быть частью этой системы для меня было огромным счастьем. Но не меньшим счастьем было и начинать делать что-то свое в Украине, контактировать с оркестрами, с сообществами, преподавать и так далее.
Учиться за границей сейчас украинскому композитору достаточно легко. Но есть много возможностей и перспектив в Украине. Эти перспективы связаны исключительно с нашей собственной реорганизацией жизни. Сегодня можно делать хорошую карьеру и национальную, и международную, не будучи членом союза композиторов, как, например, в советские времена, когда это было единственным возможным путем построить музыкальную или композиторскую карьеру. Сегодня композиторы имеют удивительно много возможностей, и могут получать государственное финансирование без участия каких-то посредников. Развитие украинского кино тоже большое влияние оказывает на востребованность композиторов, актуализацию композиторской работы в Украине.
Насколько высока конкуренция в нише композиторства?
Можно сказать, что очень высока. Это обусловлено в том числе и тем, что, например, режиссер фильма не спрашивает диплом. Поэтому есть композиторы, которые закончили консерватории, окончили университет культуры, есть самоучки, которые перешли из звукорежиссерского сообщества, есть саундартисты, которые пришли из сообщества визуальных искусств. Поэтому да, есть большая конкуренция.
На ваш взгляд, каким образом можно популяризировать современную украинскую электроакустическую, акустическую музыку? Как ее можно интегрировать в повседневную жизнь? Это должно делаться на государственном уровне или, возможно, это должны быть, инициативы музыкальных сообществ?
Популяризация как способ донести абсолютно каждому социальному слою населения, каждой социальной общности, академическую культуру, возможна и нужна на уровне, в первую очередь, в рамках государственных программ. Должна сказать, что последняя попытка принять Национальную программу развития национального искусства, была при министре культуры Богдане Сильвестровиче Ступке. Когда он, прислушиваясь к советам коллег, попытался приобщить представителей разных культурных направлений, в том числе и музыкантов, к исправлению государственной программы поддержки современного искусства. Эта программа включала в себя популяризацию музыки на всех уровнях, начиная от средних школ, музыкальных школ, она включала обязательные лимиты, как сейчас лимит украинского языка на радио и ТВ, так лимиты украинских произведений государственных коллективов в учреждениях, концертах и т. д. К сожалению, сейчас такой программы нет. Какие-то черты такой поддержки современного искусства возникают в инициативах отдельных коллективов, например, в деятельности Киевского симфонического оркестра. Благодаря смене менеджмента в их в программе появились произведения современных украинских композиторов.
Другой путь - лоббирование Союзом композиторов исполнения произведений членов союза на концертах и?? фестивалях.
Артисты, дирижеры хотят играть современную музыку. В идеале, хорошо бы выделялось отдельное финансирование на исполнение произведений украинских композиторов. Но сегодня чтобы продавать билеты на украинскую музыку, нужно приложить определенные усилия. И их прилагают сами оркестры, филармонии. Например, Киевская филармония перед концертом проводит лекторий.
Поэтому особенно радует инициатива организаторов Международного фестиваля Kharkiv Music Fest провести конкурс молодых композиторов в рамках фестиваля.
Ваши пожелания и рекомендации молодым композиторам.
Я бы пожелала молодым композиторам быть погруженными в свою собственную музыку, свой собственный путь. Соблюдать его, будучи открытым всему миру. Когда Лятошинского спросили композиторы "что вы посоветуете молодым композиторам", он посоветовал любить свою музыку больше своей молодости. Это так немножко моралитет, но свою музыку действительно надо любить, надо действительно погружаться в чувства. Твоя музыка является твоей зоной контакта с людьми, поэтому она должна быть живой. И не забывать никогда, что они композиторы - это всегда творцы, а не апологеты.