Новости и события » Общество » Неконкурентный киловатт: насколько реальна энергоинтеграция Украины в Европу

Неконкурентный киловатт: насколько реальна энергоинтеграция Украины в Европу

Неконкурентный киловатт: насколько реальна энергоинтеграция Украины в Европу

НЭК «Укрэнерго» считает возможным перход на параллельную работу с европейской энергосистемой ENTSO-E уже в 2018 году.

Об этом заявил на прошлой неделе начальник управления стратегического развития и планирования энергосистем «Укрэнерго» Алексей Брехт в ходе презентации проекта развития отечественной энергетической системы на период до 2025 года.

Эксперты расценивают подобный прогноз как крайне оптимистичный, считая, что украинскую и европейскую энергосистемы более реально синхронизировать только после 2020 года. Сам план интеграции с ENTSO-E каких-либо временных рамок не содержит, что позволяет специалистам рассматривать проект в среднесрочной перспективе.

Тем не менее, даже чисто теоретическая возможность объединения энергосистем требует коренной смены парадигмы мышления отраслевых чиновников. А именно: разработку национальной энергетической стратегии уже сегодня следует рассматривать в контексте формирования и развития паневропейского энергорынка.

Лиха беда начало

«Мы считаем, что в 2018-19 году реально перейти к параллельной работе с ENTSO-E», – сообщил Брехт в своем выступлении. По его словам, работы по будущему подключению энергосистемы Украины к европейской ведутся в рамках так называемого проекта исследования возможности синхронного объединения энергосистем Украины и Молдовы с ENTSO, и состоят из трех фаз.

В сентябре нынешнего года заканчивается первая фаза проекта. По словам начальника службы евроинтеграции НЭК «Укрэнерго» Вячеслава Салимона, главным предварительным итогом первой фазы проекта стал вывод о том, что синхронная работа украинской и молдавской энергосистем с европейской является технически осуществимой. А значит, можно двигаться дальше.

По оценкам «Укрэнерго», максимально возможный объем перетоков между энергосистемами, в случае их объединения, может составить: из Украины и Молдовы в ENTSO-E – 2350 МВт, – в летнее время, и 1800 МВт – в зимнее; из ENTSO-E в обратном направлении – 2000 МВт.

Если учесть, что НЭК в своем плане развития энергосистемы планирует к 2025 году максимальную нагрузку потребления в стране в зимний период 34 000 МВт, объем предполагаемых перетоков с Европой выглядит, на первый взгляд, не очень большим. Украина соединена с Польшей, Словакией, Венгрией и Румынией тремя линиями электропередач напряжением 750 кВ, тремя ЛЭП 400 кВ и одной ЛЭП 220 кВ.

Во времена СССР именно Украина рассматривалась Москвой как основной плацдарм для экспортной электрической «экспансии» в Европу. Однако в настоящее время часть экспортных ЛЭП либо простаивают, либо пребывают уже в полуразобранном состоянии. Кроме того, не все из них имеют соответствующее транзитное продолжение в европейских странах.

Однако по мере развития транс-европейской энергетической инфраструктуры и энергетической интеграции Украины в ЕС, возможности экспортно-импортных перетоков между странами будут расширяться. В частности, 21 января Секретариат Энергетического Сообщества объявил о начале конкурсного отбора инфраструктурных проектов в соответствии с Положением ЕС о принципах для транс-европейской энергетической инфраструктуры TEN–E Regulation.

Оптимистический сценарий

Как сообщил Вячеслав Салимон, в ходе первой фазы проекта синхронизации с ENTSO-E были исследованы отдельные энергоблоки ТЭС и ГЭС относительно их использования в первичном и вторичном регулировании частоты и мощности. Помимо этого была проанализирована нормативно-правовая база на предмет ее соответствия требованиям ENTSO-E и ЕС, а также подготовлен проект окончательного отчета о возможности синхронизации энергосистем.

Работа проводится совместно с консорциумом европейских операторов национальных энергосистем во главе с румынской «Трансэлектрика». Результатом первой фазы станет разработка каталога технических и организационных мероприятий, которые позволят перейти к синхронной работе.

«Вторая фаза проекта будет состоять в выполнении каталога мероприятий, и здесь все зависит уже только от украинской стороны. Эта фаза может длиться до одного года», – сообщил Алексей Брехт.

На этом этапе, в частности, понадобится внести коррективы в автоматическую систему регулирования частоты и мощности Объединенной энергосистемы Украины (ОЭС), которая в настоящее время регулирует только перетоки между станами СНГ.

Также в соответствии с европейскими техническими принципами OperationHandbook, необходимо внести изменения в эксплуатационные и рыночные правила по части обеспечения поддержания частоты, а также обеспечить корректную эксплуатацию в части релейной защиты и автоматической частотной разгрузки.

После этого можно переходить к третьей фазе, в ходе которой синхронизация энергосистем будет апробирована в тестовом режиме. По словам Алексея Брехта, третья фаза может также занять около года.

От экспорта к импорту

Однако помимо выполнения необходимых технических мероприятий на уровне «Укрэнерго» и генерирующих компаний, синхронная работа с Европой потребует полной адаптации отечественной отраслевой нормативно-правовой базы к требованиям Третьего энергетического пакета ЕС. В частности, речь идет о создании в стране конкурентного рынка прямых контрактов между производителями и поставщиками электричества.

Этот комплекс работ представляется гораздо более сложным, чем техническая адаптация, особенно если учесть, что практическая работа по переходу к рыночной модели функционирования отечественной энергосистемы еще даже не начиналась, да и соответствующий закон пока Верховной Радой не принят.

Сколько уйдет времени на рыночное переустройство отрасли, не возьмется предсказать никто. В соответствии с устаревшим законом «О принципах функционирования рынка электроэнергии Украины», который был подписан Виктором Януковичем в декабре 2013 года, полномасштабный конкурентный энергорынок в Украине предполагалось внедрить в 2017 году. Однако на дворе уже 2016-й, а воз и ныне там.

«Боюсь, что к 2019 году мы приступим только к выполнению работ. До этого момента нужно входить в новую модель рынка, учиться работать в конкурентных условиях, обеспечить состоятельность «Укрэнерго» как оператора», – говорит руководитель программ аналитического центра DIXI Group Роман Ницович. По словам эксперта, следует также разделять понятия интеграции и синхронизации: «Интегрироваться можно поэтапно, частями энергосистемы, к примеру, посредством реализации проекта создания того же энергомоста в Европу от Хмельницкой АЭС. Теоретически подключение к ENTSO-E возможно «островами», но лучше переводить на параллельную работу всю ОЭС, что является длительным процессом», – считает Ницович.

Как ранее заявляли представители Консорциума европейских операторов, наиболее реалистичным сроком объединения ОЭС с ENTSO-E является период после 2020 года.

Синхронизация украинской энергосистемы с европейской будет означать одновременно ее изоляцию от российской энергосистемы. К этому моменту украинским энергетикам придется научиться жить в «единой европейской семье». И задуматься уже сейчас есть над чем, начиная от сопоставления цен на электроэнергию «у нас» и «у них». К примеру, в настоящее время на венгерской энергобирже HUPX ценовые котировки электроэнергии на март составляют в базе 3,56 евроцентов за 1 киловатт-час, на второй квартал 2016 года – 3,37 евроцентов. Для сравнения: оптовый тариф на киловатт-час в украинском энергорынке в январе – 117,8 копеек за 1 киловатт-час, то есть дороже, чем в восточноевропейских странах ЕС. И это в условиях перспективы дальнейшего роста цены на украинский киловатт-час по всей технологической цепочке производства и поставок электроэнергии – для ТЭС, АЭС, ВИЭ и облэнерго включительно.

Конечно, ценовая конъюнктура на либерализированных европейских энергорынках – понятие изменчивое. К тому же в Украине есть НАЭК «Энергоатом», который пока продает электричество в рынок по цене 42 коп. за киловатт-час. Однако будущие возможности того же НАЭК по выходу на свободный рынок пока не определены. И если еще несколько лет назад отечественные энергетики смотрели на Запад исключительно как на перспективный рынок экспорта электроэнергии, то сегодня в интересах потребителей уже есть смысл задуматься о ее возможном импорте.

Неконкурентный киловатт: насколько реальна энергоинтеграция Украины в Европу

Неконкурентный киловатт: насколько реальна энергоинтеграция Украины в Европу


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх