Крым: Страсти вокруг музеев Феодосии
Процесс передела бывшей собственности украинских госучреждений, ведомств и отраслевых объединений в Крыму перешел на качественно новый уровень. Вслед за крупными объектами госсобственности очередь дошла до небольших комплексов, судьба которых профильные структуры не интересовала предыдущие полтора года.
Культурную сферу Крыма продолжает лихорадить. Еще не успел остыть скандал с кадровой политикой в Крымской госфилармонии, где после назначения на должность директора Олеси Костенко - вдовы расстрелянного в феврале 2013 года мэра Симеиза Кирилла Костенко, своих ставок лишились ведущие музыканты, как коллектив Феодоссийского музея Древностей вышел с открытым обращением к администрации президента и минкульту РФ с просьбой защитить от рейдерского захвата.
В петиции, под которой идет сбор подписей, говорится о намерении депутата горсовета Феодосии от «Единой России» Юрия Кокина сместить с поста директора музея Анатолия Евсеева, который работает в учреждении с 1992 года и последние 12 лет на руководящем посту, и ускорить процесс выселения музея из здания в центре города.
По утверждению сотрудников, еще год назад площади музейного здания вместе с Кокиным осматривали экс-глава администрации Феодосии Дмитрий Щепетков и его заместитель Макар Макаров, ныне фигурирующие в уголовном деле о вымогательстве и получении взятки.
В ноябре прокуратура провела проверку в музее и установила факты незаконного хранения оружия, особенно пулемета «Максим», культурно-исторический статус которого вызвал сомнения надзорного органа. Отсутствие круглосуточной охраны, видеонаблюдения и металлодетекторов на входах также вменили в вину директору и привлекли к административной ответственности.
После такого администрация Феодосии решила не продлевать трудовой договор с Евсеевым, и с начала этого года должность директора была бы вакантной, но сотрудники музея решили взбунтоваться, и, несмотря на угрозы, стали писать письма в защиту своего директора властям Феодосии и министру культуры Крыма Арине Новосельской.
Но на место прибыла глава комитета Госсовета по культуре и охране культурного наследия Светлана Савченко. Она подтвердила, что претензий к директору музея нет и быть не может, поскольку при его руководстве объект стал по популярности наравне с картинной галереей Айвазовского, а нарушения сейчас выявляются практически во всех объектах культуры, поскольку переходный период в российское законодательное поле продолжается.
«Человек на своем месте, – подтвердила Савченко. – Мы только вошли в российское правовое поле, и ошибки возникают у всех».
Однако Госсовет, по словам главы комитета, не влияет на решения городских властей (музей является муниципальным), и может лишь выступать за сохранение «таких жемчужин Крыма, как музей Древностей». Все опасения коллектива Савченко предложила изложить в письменном обращении на ее имя, и пообещала: чем сможем, тем поможем. А пока поводы для оказания помощи ищут две структуры - ОБЭП и КРО администрации Феодосии, которые одновременно ведут проверки музея.
Проверки еще одного учреждения культуры Феодосийского региона - Дома творчества писателей «Коктебель», выявили, что половина его имущества уже стала частной собственностью.
При Нацсоюзе писателей Украины бывшая обитель литераторов СССР, созданная по завету Максимилиана Волошина, была раздроблена и растащена по кускам так, что даже дом матери поэта - Елены Оттобальдовны Кириенко-Волошиной - стал частной гостиницей.
После провозглашения независимости Республики Крым все имущество украинских объединений признавалось собственностью их крымских структурных подразделений. Но в отношении Дома творчества «Коктебель», равно как и Дома творчества им. Чехова в Ялте, такая норма не сработала - ни один писательский союз в республике не стал правопреемником. И, если имущество в Ялте было признано государственной собственностью и передано муниципалитету под гостиницу, то до Коктебеля межведомственная комиссия по имуществу добралась только сейчас, и, к своему удивлению, констатировала, что собственность Крыма используют какие-то третьи лица.
Такая реакция не совпадает с позицией министра культуры Крыма Новосельской, которая еще в 2014 году заявила, что ее ведомство не является стороной в судебном процессе за возвращение Дома творчества «Коктебель» и не будет заниматься этим вопросом, хотя не против взять объект в управление.
Теперь же из 55 объектов право собственности за республикой подтверждено на 26, и все они находятся в аренде, с договорными основами которой еще предстоит разобраться. О восстановлении парка литераторов в 7,6 га вообще речь не идет. Больше всего чиновников волнует, за кем будут закреплены объекты госсобственности.
Предварительно решено, что часть войдет в состав историко-культурного заповедника «Киммерия Волошина», но за не представляющие историческую и культурную ценность будут бороться несколько министерств и администрация Феодосии. А как определяет культурную ценность созданных в прошлые века объектов минкультуры Крыма, ПолитНавигатор уже писал.