Запорожцы праздновали Рождество под чарующие звуки органной музыки
В Запорожье прошел Рождественский концерт органной музыки
Запорожцы отпраздновали Рождество под волшебные звуки органной музыки. Премьеру концертной программы в областной филармонии представила заслуженная артистка Украины Ольга Дмитренко. Концерты киевской органистки с успехом проходят в странах СНГ, в Польше, Германии, Австрии и Италии.
Ольга Дмитренко закончила Национальную музыкальную академию Украины имени П. И. Чайковского по двум специальностям: фортепиано в классе профессора Евгения Ржанова и орган в классе профессора Арсения Котляревского.
Творческому развитию О. Дмитренко способствовали контакты с такими музыкантами, как органисты Вольфганг Шетелих, Леопольдас Дигрис, композитор Петр Эбен, а также мастер-классы профессоров Х. Метцгера (Австрия); Л. Кремера, В. Церера, М. Виллингера (Германия); К. Стембриджа (Италия); Ф. Клинды (Словакия); М. Топоровского, Я. Врублевского (Польша) и других.
После окончания ассистентуры-стажировки при Киевской государственной консерватории Ольга Дмитренко получила должность главного органиста только что открывшегося (1981 год) Республиканского Дома органной и камерной музыки в городе Киеве. Там она проработала 23 года. С 1995 по 2009 год Ольга Дмитренко занимала должность музыкального директора в Кафедральном римско-католическом храме святого Александра.
Сейчас она работает преподавателем-методистом Киевской Школы искусств №5 (орган, фортепиано), членом Правления Киевского отделения Национального Музыкального союза Украины, ведет активную концертную и просветительскую деятельность.
На концерт органной музыки пришли сотни людей разных возрастов. Музыка, которая звучала была близка каждому, хотя и была написана в разные эпохи и композиторами разных стран. Объединяло все произведения одно - преподнесенная атмосфера Рождества, надежда, вера, ожидание чудес и волшебства.
- Мне хотелось показать всеобщее стремление к единству и миру, что люди, которые говорят на разных языках, живут в разных странах и принадлежат к разным культурам, - все очень радуются Рождеству. Хотелось показать разную музыку с ее национальным колоритом. Прозвучали произведения Ариэля Рамиреса - это музыка к народной драме «Наше рождество». Зачитывались тексты аргентинского поэта Феликса Луны. В оригинале эти тексты поются. Это произведение для хора, солистов, народных инструментов. А я сделала переложение, потому что хотелось, чтобы эта музыка прозвучала, - рассказывает Ольга Дмитренко.
Помочь зрителям прочувствовать рождественскую атмосферу, созданную аргентинским композитором Ариэлем Рамиресом Ольге Дмитренко помог ученик 4 класса Запорожской музыкальной школы № 3 Михаил Козырев. Мальчик вышел на сцену в пончо и самбреро. Он аккомпанировал органистке на ударных.
- Я подумала, что можно обойтись без хора, без солистов, гитары. Но уж без ударных в аргентинской латиноамериканской музыке - нельзя никак. Здесь, в Запорожье, я знаю маленького ударника и я подумала, что он справиться. Мне приятно, что я не ошиблась, - отмечает Ольга Дмитренко.
Органистка познакомила запорожскую публику и с атмосферой польского Рождества. В исполнении Ольги Дмитренко звучали обработки народных польских колядок, которые сделал известный композитор, педагог и органист Мариан Савва. Многие свои композиции он писал на религиозные темы. В своей музыке Мариан Савва использовал традиции польских церковных песнопений, фольклор, зачастую, - объединяя их в единые композиции.
В концерте звучала и английская рождественская песнь XVI века «Люли, люли, мое Дитя, засыпай» в транскрипции для органа Ольги Дмитренко.
Подарили зрителям ощущения праздника и произведения известных во всем мире композиторов Петра Чайковского, Жана Лангле и украинского композитора Нинель Самохваловой.
Не обошелся рождественский концерт и без «Хоральной прелюдии «Старый год проходит» Йоганна Себастьяна Баха. Ольга Дмитренко отмечает, что именно произведения этого немецкого композитора наиболее близки ее сердцу.
- Музыка Баха - это, как горная вершина. Все зависит от того, какая погода, какое освящение, заснеженная вершина или нет, отошел ты от вершины, приблизился или только идешь к ней. Есть произведения, которые я играю уже очень давно, еще со времен студенчества. Но и сейчас в них открываются новые краски, что-то такое, что просто поражает, удивляет и очень радует. Это действительно большое счастье соприкасаться с ним, - делится Ольга Дмитренко. - К сожалению, в некоторых органных залах или филармониях есть тенденция: только бы понравиться публике. Там играют переложения из музыки к фильмам, а классику считают устаревшей. Но я считаю, что Бах никогда не устаревает и не устареет. Мой профессор Арсений Котляревский любил повторять цитату Луначарского, который в свое время отозвался о Бахе: «Наш дорогой современник Йоганн Себастьян Бах». Так, что это наш постоянный современник.
Ольга Дмитренко отмечает, что многие украинские композиторы разделяют ее восторженное отношение к музыке Баха и демонстрируют это с помощью своего творчества. А Ольга Дмитренко знакомит с ними публику во всем мире.
- Одно из последних мои выступлений за рубежом было в немецком городе Бамберг. Концерт прошел прекрасно, было много людей, они проявляли живой интерес. Я представляла музыку Баха. Но это был и Бах и отголок его творчества, как бы эхо в творчестве современных украинских композиторов, которые вдохновлялись конкретными произведениями Баха. Например, знаменитая «Токата и фуга ре минор». В этой манере написал один мой товарищ украинский композитор Анатолий Шоху музыкальное приношение. В этой манере, но совершенно отличное произведение, уже человека, который живет в 21 веке, который многое видел, - рассказывает Ольга Дмитренко. - Или, например, «Хоральная Прелюдия», которая звучит в «Солярисе». Еще один мой товарищ, почти одновременно с Анатолием Шоху, это было еще в 2014 году, написал фантазию на этот хорал. Там тоже есть, и покой, и стремление к надежде, свету, но середина другая, какой нет у Баха. То есть, - музыка Баха наталкивает его на мысли, вдохновляет и помогает творить.
Завершился концерт произведением австрийского композитора Франца Ксавьера Грубера «Тихая ночь». Слова песни половина зрительного зала пела хором. «Тихая ночь» - это один из самых распространенных в мире христианских гимнов. Текст пени написал австрийский католический священник Йозеф Мор в 1816 году. В рождественский сочельник он пришел к органисту церкви Святого Николая Францу Груберу и попросил на ее основе написать музыку для двух голосов а-капелла и гитары. Франц Грубер написал мелодию для гимна в тот же день.
За прекрасно переданную с помощью величественного органа рождественскую атмосферу, ощущения праздника и чуда запорожская публика искупала Ольгу Дмитренко в овациях.
В концерте также приняли участие ведущая - музыковед Алла Ходакова и ассистенка и ученица Ольги Дмитренка - Мария Хвилько.
Ольга Дмитренко отмечает, что в ближайшие дни эту концертную программу услышат и киевские ценители органной музыки.
А в ближайшее время все желающие смогут посмотреть в интернете передачу, посвященную ее учителю - украинскому педагогу, музыковеду и органисту Арсению Котляревскому, которую она создает. В прошлом году исполнилось 25 лет со дня его смерти. Ольга Дмитренко говорит, что передача будет интересна всем ценителям органной музыки, поскольку, Арсений Котляревский был основателе украинской органной школы.
Фото Богдана Самойлова