Глава "Донбассгаза": «Курченко еще должен в ДНР 400 миллионов рублей»
Руководитель «Донбассгаза» Сергей Филиппов рассказал в интервью о кошмаре и ужасе сотрудничества своего предприятия с беглым украинским олигархом Сергеем Курченко и его российскими лоббистами.
-Почему ДНР обратилась, как мне рассказывали, к Курченко просьбой, помочь с поставкой энергоносителей?
-Республика не обращалась. Его привезли сюда и показали нам некоторые чиновники Российской Федерации, которые представили его как основного поставщика.
Дело было так, 20 февраля 2015 года к нам из Российской Федерации пошел газ в связи с тем, что Украина несанкционированно закрыла все задвижки на линии соприкосновения. Начали закрывать с 27 января. Хотя на минских встречах тогда была договоренность, что Украина не будет прекращать подачу газа до конца отопительного сезона. Первую задвижку закрыли под Мариуполем. И дальше украинцы пошли по кругу по всей линии соприкосновения.
Интересная вещь получается: все украинские боевые части стоят на крановых узлах. Такое ощущение, что линия разграничения была специально спланирована таким образом, чтобы можно было сюда перекрыть подачу газа, оставив подачу на Мариуполь.
Так вот, в январе месяце 2015 года появилась информация, что у нас появилось много представителей Курченко, начавших подготовительную работу с декабря 2014 года, чтобы забрать несколько направлений ресурсного бизнеса. Имеется в виду топливо, уголь, энергетика, теплосети, газ и что-то еще, что касалось металлолома.
Во всех структурах тут по протекции российских чиновников стали появляться люди Курченко...
-А что это за чиновники Российской Федерации? Можете назвать имена?
-Сергей Макарович Назаров и Александр Вячеславович Чисников. Они работают в Минэкономразвитии. Назаров – замминистра. Чисников, по-моему, тогда был замдиректора какого-то департамента. Это те, о которых мы знаем, что они лоббируют их интересы. Но это лобби привлекает еще специалистов Минэнерго России. Есть там замминистра Кирилл Валентинович Молодцов.
Единственным помощником нашим в этой борьбе остается все-таки администрация президента России.
-Слушайте, а почему так получается, что администрация президента России не может повлиять на этих чиновников из министерств? Эти чиновники как-то, скажем так, простимулированы господином Курченко? Правильно?
-У меня такое впечатление, что они не простимулированы, но на них идет нажим с другой стороны каких-то управляющих структур государственной власти, потому что эти чиновники люди умные, проработали определенный срок. Они имеют определенный управленческий опыт. Поэтому они никогда бы не стали по своему собственному решению лоббировать интересы Курченко. Возможно, на них идет нажим со стороны вышестоящих чиновников либо каких-то силовых структур. Другого варианта быть не может.
У меня создалось такое впечатление, что они хотели бы сказать по-другому, но на них давят. Может, они и не хотели бы лоббировать эти интересы, но их что-то заставляет это делать.
Когда мы приезжаем в какое-то управление Российской Федерации, то наряду c нами, представителями ДНР и ЛНР, сидят представители Курченко и лично он. Простите, но все прекрасно понимают, что к заместителю министра энергетики не попадают на совещание представители областных представительств «Газпрома». Они что, сидят у него на совещании?
-А Курченко сидит?
-А Курченко сидит, и нас туда, на такой высокий уровень, тянут. Хотя это не наш уровень – ходить в такие высокие кабинеты. В такие кабинеты ходит руководство Республики, но не мы.
В ДНР уже потом были проведены некоторые мероприятия, когда некоторых сотрудников, которые представляли интересы Курченко, вычистили из управленческих структур. От них избавились.
-А фамилии озвучить можете?
- Министр ТЭК ДНР Евгений Файницкий. Ранее в Харькове он был начальником следствия в СБУ. Потом он был начальником юрслужбы в одной из компаний Курченко. Потом с помощью лоббирования его поставили сюда на какую-то должность. После этого он стал использовать свою должность, чтобы захватить в свою собственность всю газотранспортную систему Республики, которая всегда была государственной. Тут заработали частные предприятия, но сама система им передавалась по договору. Они согласно договору должны были ее обслуживать, поддерживать и эксплуатировать.
Но когда мы почувствовали, что есть их желание захватить эту газотранспортную систему, был создан концерн, чтобы не допустить ее незаконную приватизацию. Мы провели инвентаризацию для того, чтобы фонд госимущества все это контролировал.
После того, как в двадцатых числах января 2015 года «Мариупольгаз», базировавшийся в Мариуполе, отказался от одного из своих участков – Новоазовский район, нужно было срочно принять решение, куда деть людей, обеспечив их зарплатой. Мы их взяли в состав концерна.
После этого началось повальное отключение нас от газа со стороны Украины. Начали отключать задвижки вдоль линии соприкосновения. По нашей информации, для этого использовались сотрудники «Харьковтрансгаза» и подразделения карательного батальона «Азов». Это было распоряжение Турчинова, которое прошло через СНБО.
После этого между нами шла «позиционная война»: они днем закрывают задвижки, а мы ночью их обратно открываем. В итоге они пришли к выводу, что так дальше нельзя. Они их закрыли и привели в технически непригодное состояние. Теперь их без дополнительных ремонтов эксплуатировать нельзя. Открыть их больше невозможно. Поэтому с 20 февраля 2015 года на нашу территорию пошел газ из Российской Федерации.
-В каком объеме газа ежемесячно нуждается ДНР?
-Все зависит от месяца, от температуры наружного воздуха. Минимально (то, что у нас было) – 10 миллионов кубометров (это летнее время), а максимально – 12 миллионов в сутки (зимой). Получается 300 миллионов в зимний месяц. Сейчас мы получаем до 200 миллионов. Просто ограничены поставки.
Так вот, когда в феврале подали российский газ, то у нас не было понимания, кто конкретно поставщик. В первые дни поставки по ТВ выступил Дмитрий Медведев, который сказал, что на территорию ДНР и ЛНР подается гуманитарный газ.
-То есть, бесплатно?
-Да, но дальнейшая судьба поставок нам тогда не была озвучена. А 8 марта здесь появился Курченко с представителями российского Минэкономразвития. Они и объявили: вашим поставщиком является Курченко, вы с ним должны договориться. Потом здесь, в ДНР, появились его сотрудники. Долго придумывали какие-то схемы. Например, давайте, вы каждый день снимаете деньги, отдаете нам их через какую-то девочку без подписи и расписок, а она увозит эти деньги на Россию.
С первого дня, как появились эти «работники», мы добивались формализации процесса. Ну, ведь как госпредприятие может отдавать деньги наличными.
-А отдавали?
-Нет, ни разу не отдавали. В апреле 2015 года появилось предприятие... Началось с того, что Курченко сказал, что он является владельцем «Донецкоблгаза», которое занималось эксплуатацией сетей на территории области. У нас были такие предприятия: «Донбасстрансгаз» (магистральные сети), «Донецкавтогаз» (занималось заправками; сжатый газ для автомобилей), частное предприятие «Донецкгоргаз», частное предприятие «Макеевкагоргаз», «Донецкоблгаз» (часть частные акции, а часть - государственные) и частное предприятие ПАО «Мариупольгаз» (на нашей территории находится «кусочек» этого предприятия). Вот эти предприятия занимались здесь всей системой газоснабжения.
Как заявил Курченко и российские представители, «Донецкоблгаз» являлось подписантом контракта с «Газпромом» на поставку газа. Но так как это украинское предприятие и свои структуры на этой стороне они официально светить не могут, то они создали зеркальную структуру, которая была зарегистрирована в ДНР, ООО «Донецкоблгаз».
У нас появились зеркальные договора с этой фирмой на поставку газа. Мы остались транспортировщиками, а в наш состав вошли старые предприятия, точнее их остатки «Донецкгоргаз», «Макеевкагаз» и часть «Мариупольгаза». Вместо украинского предприятия «Донецкавтогаз» было создано предприятие ГП «Донецкавтогаз», с тем же названием, но зарегистрировано оно было в ДНР.
Схема должна была быть следующей: мы собираем деньги за газ с потребителей и отдаем стоимость товарного газа представителям Курченко. Им было запрещено производить сбор средств в каком-либо виде. Только получение безналичных средств в Центральном Республиканском банке, а дальше они пусть, что хотят, то и делают с ними. Это уже их проблемы.
В мае 2015 года было выявлено, что они начали самостоятельный сбор средств.
-А каким образом?
-Брался листочек, писалось «оплачено», ставился какой-то штампик ПАО «Донецкоблгаз», сборы производились наличкой.
Самое страшное было в том, что предприятия приходят к нам и говорят: мы рассчитались, включая тариф, который полностью идет на зарплату, на поддержание системы газоснабжения, и на ее капитальный ремонт и так далее. Представители предприятия нам говорили: а мы мешок денег отвезли представителям Курченко. Но ни расписок, ни бумаг, ни того, сколько отдали, не было. В общем, как всегда у Курченко.
В Республике была договоренность, что Курченко должен оплачивать единый налог за то, что он поставляет газ на территорию Республики, в размере 300 гривен на тысячу кубов. Но ни одного раза этой договоренности он не выполнил.
Его представители потребовали заключения прямых договоров предприятий с поставщиками, то есть, минуя нас. Переговорный процесс происходил долго, и в середине июня была достигнута договоренность, что все сотрудники бывшего ПАО «Донецкоблгаз» переходят к нам. А Курченко забирает на себя все договора со всеми юридическими лицами на территории Республики. Все средства поступают на транзитные распределительные счета в банке, где они ежедневно автоматически расщепляются на стоимость товарного газа и стоимость транспортировки. С двух сторон был подписан алгоритм. Потом тариф транспортировки в 13% уходит к нам, остальное – к ним, на счет. С 1 июля начала работать эта схема. До настоящего момента сотрудникам ПАО «Донецкоблгаз», которые у него работали, он не выплатил зарплату за 4 месяца. Это порядка 15 миллионов гривен. Хотя он обещал решить все эти вопросы.
В сентябре месяце пошла информация, что Курченко опять начал самостоятельный сбор средств мимо всех текущих счетов. По такой же схеме шел и бензин. У него в ДНР была фирма «Выбор». Параллельно с этим лоббировались его интересы по поставкам ГСМ. Перекрывались поставки с российской стороны любых поставщиков, которые хотели завозить сюда бензин, имея все разрешительные бумаги. Те же чиновники, лоббируя интересы Курченко, заставляли заключать договора с компанией Курченко «Выбор».
Те, кто начал работать с этой фирмой, констатировали, что она постоянно не выполняет свои обязательства. Постоянно идет затягивание процесса поставок, недовыполнение, не то качество бензина.
В сентябре месяце все это уже надоело, и глава ДНР Александр Захарченко издал указ о запрете на территории ДНР всех предприятий Курченко. Указ об этом был подписан 18 сентября. Запретили тогда въезд и самому Курченко, и его представителям. Аффилированным с ним компаниям также в ДНР нельзя работать. Были открыты уголовные дела и проведены следственные мероприятия. Этим совместно занималось министерство налогов и сборов, занималась прокуратура, занималось управление по борьбе с организованной преступностью.
Естественно, были выявлены множественные нарушения.
Те же самые лоббисты, когда в середине октября начался отопительный сезон, решили не увеличивать объемы поставляемого газа.
-А кто именно так решил?
-Курченко вместе с этими лоббистами. Мы начали подавать заявки, наши заявки никто не выполнял. Мы начали переводить теплосети на другой режим работы. Опускали до технологического минимума предприятия.
Нам была предложена новая схема: поставщик на той стороне, но поставщиком остается опять-таки Курченко. С 1 октября был заключен новый договор на поставку газа. Была определена средневзвешенная цена, по которой мы покупаем этот газ на границе. С этого момента вышло постановление Совмина. Но опять же Курченко не устраивал уровень платежей, хотя мы действуем в рамках договора. После этого с 15 октября было 3-4 волны, которые совпадали с такими же волнами по бензину. Проблемы с газом и с бензином шли параллельно. Это происходило каждые две-три недели.
Сначала 15 октября произошло, потом 1 ноября была критическая ситуация. Нас постоянно вызывают, с нас постоянно требуют деньги в большем количестве. Хотя мы говорим: дайте большие объемы, мы будем больше платить. Лоббисты же нам говорят: платите больше, постоянно придумываются различные схемы выжимания с нас денег. Постоянно на этих совещаниях присутствует Курченко вместе с представителями российской власти. Каждую неделю мои сотрудники ездят на совещание в Москву.
Мы отправляем деньги только согласно графика выплаты – какая сумма в нем указана – такую и платим, выгодно нам это или нет. Но это их не устраивает. Они придумывают какие-то невероятные долги. А эти долги – это обязательства потребителей, с которыми у них были заключены прямые договора. Долги Курченко и по зарплатам, и по налогам, которые он должен был заплатить в Республике, порядка 400 миллионов рублей. Это все за период с марта по 1 октября 2015 года.
-А какая альтернатива есть сотрудничеству с Курченко?
-Нужно, чтобы нам, государственному предприятию, газ поставлял не Курченко, а такое же государственное предприятие – «Газпром». Да, в глазах международного сообщества наша республика нелегитимна. Любая поставка сюда газа со стороны государственного предприятия сюда – это попадания под санкции. Но можно же сделать какую-то промежуточную контору с государственной основой, с которой у нас и сложатся прозрачные отношения. Мы сегодня не имеем прямых отношений с «Газпромом», и нам никто не может подтвердить легитимность этих оплат и того, что эти деньги попадают в «Газпром».
А сейчас у нас на ДНР и ЛНР идет недопоставка газа в количестве 3 миллионов в сутки, то есть больше 30%. Сейчас больше людей возвращается в ДНР и ЛНР, а, значит, объемы потребления газа возрастают. Какой же может быть к тому же рост экономики с такими недопоставками. О нем не может быть и речи.
-И последний вопрос: а действительно ли после того, как Курченко запретили поставлять в ДНР бензин, его цена на местных автозаправках упала на 3-5 рублей?
-Конечно. И это хороший и наглядный показатель того, что деолигархизация нашей экономики, курс на которую взяла Донецкая Народная республика и ее глава Александр Захарченко, приводит к тому, что цены становятся справедливыми, приемлемыми и незавышенными. А раз так, то, значит, власть в ДНР действительно установилась народная. Уверен, что у нас все получится, и мы покажем пример, в том числе, и самой Украине, что такое отстранение олигархов от экономических рычагов по-настоящему, а не так как у них – на словах. Мы станем примером в этом для всех тех, кто хотел бы оздоровления экономики. Перефразируя знаменитую триаду, сегодняшняя политика в Донбассе сводится к следующей триаде деолигархизация-социальная справедливость-народовластие