Новости и события » Культура » Французские историки представили портрет художника в образе еврея

Французские историки представили портрет художника в образе еврея

Французские историки представили портрет художника в образе еврея

Блестящая книга французского историка искусства и писателя Ольги Медведковой - первая интеллектуальная биография Льва Бакста (1866-1924) и философия этой биографии.

Микроисторическое исследование читается как роман. Автор не отрывает реальную жизнь художника от его устремлений и идеалов, а историческую личность видит в контексте бакстовской эго-легенды.

Сознательно помещая себя в эти "межбытийственные" пространства, историк именно там обнаруживает зону еврейской эмансипации, где и находится территория свободного творчества Бакста. Намерение "стать еврейским художником, то есть художником с еврейским стилем и еврейской тематикой", оборачивается синкретизмом взглядов и тончайшей риторикой. Еврейские мотивы и темы оказываются не целью, но условием серьезности творчества, необходимостью искусства как служения.

В случае Бакста (и, как теперь очевидно, не только его) еврейство рубежа XIX-XX веков есть презумпция интеллигентской ответственности. Вместе с автором мы следим за кругом знакомств и списком чтения главного героя, за витающими в воздухе ницшеанскими идеями и антисемитскими легендами, за семейной драмой и выпроваживанием мэтра из столицы. Из прошлого возникают бабушка Бакстер и дедушка Розенберг - и мы вдруг видим в хрестоматийном портрете еврея Уриэля Акосты образ отца художника, а в панно для дома Ротшильдов - пеликана-Авраама! Внимание к деталям рисунков и картин позволяет автору ухватить суть: сознательное скрещивание Бакстом древних традиций - Египта, Библии, христианства, "греческого монотеизма" - в поисках обещанного невыказуемого еврейства, "мечты о прекрасном человечестве в иудейском контексте".

Название книги отсылает к Джеймсу Джойсу, а содержание - к Марселю Прусту, который на страницах "В поисках утраченного времени" восхищается "гением Бакста". Жизнь и литература, правда и поэзия соприкасаются в этих странных романах. Подобно их героям, Бакст прячется за биографов, через которых настойчиво проговаривает суть своих исканий. Гуляя с Валентином Серовым по Афинам или с художественным критиком Бернардом Беренсоном по Флоренции, он прозревает в гуманизме и Возрождении настоящее искусство, ради которого молодому художнику только и стоит жить.

Лев Бакст. Эскиз декорации к балету "Дафнис и Хлоя". 1913.

Французские историки представили портрет художника в образе еврея


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх