Львов, злая девочка, 1968 год: раскрыта тайна самого известного фото Первомая
Писательница и журналистка из Хорватии Славенка Дракулич раскрыла символическое значение самого известного фото с первомайской демонстрации 1968 года во Львове.
Об известном снимке она рассказала еще во время своего выступления на открытии во Львове Конгресса культуры "Переход 1989", пишет Zbruc. По словам писательницы, кадр на самом деле касается восприятия прошлого и позволяет точно говорить о нескольких важных вещей.
Так, речь идет о фото маленькой, но почему-то недовольной девочки в платье, с бантиком и шариками на первомайской демонстрации 1968 года во Львове. На размытом заднем фоне - толпа людей, здание с плакатами.
Дракулич рассказала, что познакомилась со снимком за несколько лет до этого выступления. Она также отметила, что когда-то это фото разместил на своей странице в соцсети Музей истории Львова. Тогда под постом собралось много лайков и комментариев.
"В основном там говорилось о том, как одета эта девочка. Это 1968 год. Она в домашнем маленьком платьице, которое, вероятно, сшила ее мама или бабушка. На ней эти носки, бантик, она держит шарики... Но посмотрите на ее лицо. Она не улыбается, выглядит напряженной, немного злой", - сказала писательница.
Она согласилась с комментаторами и отметила, что важно подчеркнуть наряд, очки девочки.
"Но большинство комментаторов не обращает внимания на задний план. А он там есть. Немного размытый, но есть. Там есть размытый дом, флаг, люди. На фасаде дома есть фото и флаги. Это важно, потому что это празднование первого мая - государственного праздника в то коммунистическое время. Все мои ровесники, я уверена, без проблем понимают и узнают это фон", - заявила Дракулич.
Тогда писательница объяснила, почему важно видеть передний и задний планы. Так, по ее словам, то, что люди не видят, не имеет значения. Она добавила, что в комментариях под снимком никто не обсуждал заднего плана.
"А это план политический. 1968 год - это как раз то время, когда Советский Союз, мы знаем, напал на Чехословакию, когда мы увидели настоящее лицо коммунизма. И нам нужно помнить именно эти аспекты. Это именно они на втором плане. Именно поэтому важно, кто смотрит и что именно он видит на этом снимке", - подчеркнула авторка.
"Но вы можете смотреть, и у вас будет белое пятно вместо заднего плана. Вы не видите фасада дома, не видите баннеров на нем. Не все комментаторы поста с этой фотографией, например, понимали, что это во Львове. Потому что такой же снимок можно было тогда сделать где-нибудь в СССР... Те же пропагандистские слоганы на тот же праздник. Это все о коммунизме, об успехах в промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях... Все это использовалось в идеологических потребностях, посылах", - отметила она.
Также Дракулич объяснила, почему молодые люди даже в современности не реагируют на фон. По ее словам, дело именно в том, что никто им об этом не говорит, этот фон для них неважен, невидим, непонятен.