Новости и события » Культура » На украинском языке выходит культовая книга "Искусство видеть" Джона Берджера

На украинском языке выходит культовая книга "Искусство видеть" Джона Берджера

На украинском языке выходит культовая книга "Искусство видеть" Джона Берджера

Издательство IST Publishing осенью выпускает книгу «Искусство видеть» Джона Берджера, арт-критика и лауреата Букеровской премии - это первый украинский перевод культовой книги об искусстве. "Джон Берджер - это человек, который изменил наш взгляд на искусство", - написал американский Vogue о нем в 2017 году, когда знаменитый арт-критик умер. Над украинским переводом работает одна из самых авторитетных переводчиц текстов об искусстве Ярослава Стриха. Мы попросили Екатерину Носко, издателя IST Publishing, рассказать о том, чем эта книга важна для украинской аудитории и почему, написанная в 1970-х, она актуальна до сих пор.

Джон Берджер протестовал против определения его как «арт-критика», но очевидно, что он имел большое влияние на аудиторию читателей. Это подтверждает цифра в более чем 1 000 000 проданных экземпляров его «Искусства видеть» (Ways of Seeing).

Впервые широкий круг почитателей искусства увидел Берджера в телевизионной программе «Искусство видеть» на BBC, выход которой предшествовал изданию одноименной книги в 1973 году. Образ Берджера с экрана монитора запоминается надолго: харизматичный кудрявый интеллектуал в светлой рубашке с умеренным орнаментом на приятном голубом фоне. Он говорит убедительно и уверенно, расставляя акценты и делая паузы.

В предисловии Берджер пишет, что точкой отсчета для книги, состоящий из семи эссе, стали идеи, сформулированные именно в телевизионном сериале. В рамках издания автор их расширил, а сам медиум книги позволил поэкспериментировать с форматом изложения. Это заключается в чередовании визуальных эссе, состоящих только из картинок, лишенных каких-либо авторских комментариев, и текстовых частей. Темы выбраны по причине актуальности «современному историческому сознанию». Среди них: женское тело, мужской взгляд и обнаженность, реклама, желание и масляная живопись, репродукции и оригинальное произведение искусства. Главная цель, которую преследовал Берджер, было побудить читателей задаться вопросом: «Что мы видим?», «Возможно ли видеть иначе?», «При каких условиях наше видение меняется?».

Эти вопросы связаны с названием книги, в которой заложена идея о разнице между нашим зрением и видением. Глаза позволяют смотреть, но видение предполагает понимание контекста и темы. Книжка с картинками «Искусство видеть» на самом деле совсем не о конкретных картинках, а о том, как их можно понимать сегодня: «Мы никогда не смотрим просто на одну вещь, мы смотрим на отношения между вещами и нами. Наше зрение активно и подвижно, оно удерживает предметы в пространстве и определяет все то, что существует вокруг нас» (здесь и далее пер. с англ. автора. - Прим. ред.). Берджер считает, что наши способы восприятия часто лишены спонтанности, поскольку предопределены многочисленными внешними условиями. Некий способ видения искусства прошлого позволяет размышлять об изменениях, которые произошли в социальных, властных и политических механизмах сегодня: «Прошлое отнюдь не ждет где-то там, когда же его откроют, признают таким, как оно есть. История - это всегда отношения между настоящим и его прошлым. [...] Народ или класс, отрезанный от своего собственного прошлого, в значительно меньшей степени волен выбирать и действовать как народ или класс, чем те, кто способен найти свое место в истории. По этой причине (и только по этой причине) вопрос об искусстве прошлого стал отныне вопросом политическим».

Идея Берджера о том, что видение является политическим актом, ярко проявляется в его эссе о женском теле в исторической перспективе. Автор акцентирует внимание на концепции гендерных различий, которая со времен Ренессанса основывалась на идее, что тот, кто смотрит на картину - мужчина. Тогда как изображенная женщина - это общее место для засматривания, куда направлен эротизированный взор мужчины, то есть взгляд, получающий удовольствие. В этом моменте Берджер проводит параллель с механизмами работы и влияния рекламы в современном мире и находит отдельные точки соприкасания, а именно: реклама точно так же предлагает взглянуть на женское тело как на объект, а также активно использует визуальные образы женщины из произведений искусства прошлого.

И последнее, что невозможно не преминуть, говоря об «Искусстве видеть», это то, с какой гиперчувствительностью Берджер пишет об обнаженности человеческого тела: мужского и женского. Его мнение искреннее и утвердительное: чужая обнаженность поражает своей простотой и вызывает чувство облегчения («Она такая же женщина или мужчина, как любая(ой) другая(ой))». Этот момент может быть объяснен именно в режиме визуального, ведь речь идет об изменении фокуса восприятия (от глаз, мимики, жестов - к частям тела, которые были до сих пор скрыты). Поэтому «есть смысл в том, чтобы потеря тайны стала выдающимся событием, - пишет Берджер и продолжает, - одновременно с приобретением способов создания тайны общей».

В мировых университетах книга Берджера входит в обязательный список к прочтению на искусствоведческих курсах. При этом его академический подход сочетается с легкой игривостью, без которой сложно смотреть на мир. Берджер говорит об искусстве так, что человек действительно начинает понимать о нем больше и сей факт доставляет большое удовольствие. Проще говоря, это именно тот случай, когда читаешь арт-критика, а в мыслях не возникает вопрос: «А откуда он это, собственно, взял?».

На украинском языке выходит культовая книга "Искусство видеть" Джона Берджера

На украинском языке выходит культовая книга "Искусство видеть" Джона Берджера

Университеты


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх