Молчанов: Настораживает, что светская структура вдруг взялась за объединение церквей
Политический обозреватель Юрий Молчанов прокомментировал выделение Евросоюзом гранта на исследование о путях присоединения украинских греко-католических церквей к ПЦУ.
"Первый аспект, политический.
Не может не насторожить то, что светская структура, да еще и с таким ярко выраженным политическим окрасом, вдруг взялась за задачу подготовки условий для объединения церквей. За обтекаемыми и довольно общими фразами, вроде "изучение общественного мнения", "обеспечение наиболее эффективных путей присоединения", "создание дорожной карты" и т. д. не совсем понятна, какая именно стоит задача у проекта. Изучение общественного и экспертного мнения, или шире? К примеру, лоббизм, элементы GR и создание коммуникационных и административных каналов для влияния на процессы из-за рубежа?
В любом случае, это продолжение линии прежней власти, которые, под очевидным покровительством международных партнеров, ввязалась в опасные эксперименты по перекраиванию карты мирового православия.
Как и в истории с Томосом под руководством Порошенко, Украина здесь опять играет не в свои игры и не является субъектом. Я бы сказал, что мы невольно стали частью глобальных экспериментов в религиозном мире, в которых активно задействован политический истеблишмент в первую очередь США, о чем свидетельствуют многочисленные заявления, встречи (в т. ч. и протокольные) чиновников и дипломатов высшего звена, финансирование определенных институтов и т. п.
Второй аспект, теологический.
Кого к кому присоединять будем? Ведь это не ветви Православия, которые могут долго спорить между собой о каноническом праве на субъектность, но тем не менее, практически едины в догматических и богословских вопросах. А здесь речь идет о УГКЦ, т. е. греко-католиках. Которые, как видно даже из названия, прежде всего католики, хоть и с православной, византийской обрядовостью. Они придерживаются всех основных правил и догматов Римо-католической Церкви и считают своим главой Папу Римского. А ПЦУ, в свою очередь, считают своим руководителем Патриарха Варфоломея. Вопрос: кто уступит в плане подчинения? УГКЦ пожертвует своей принадлежностью к Риму или ПЦУ откажется от своей прописки в Стамбуле? Служить обоим одновременно точно не позволяют догматика, богословие и тысячелетняя история мирового христианства (хотя вынужден признать, когда за дело берутся украинские грантоеды, ожидать можно чего угодно, любой ереси, лишь с печатью известного посольства). И уж точно не могу себе представить, чтоб какой-то сомнительный институт, при содействии крохотных во всех отношениях ПЦУ и УГКЦ, смогли в раз решить весь комплекс тысячелетних противоречий двух ветвей мирового христианства?
Аспект третий, местечковый.
Как бы не старались чиновники, политики и уж тем более, Порошенко, а ПЦУ все никак не может получить полноценное признание. Ни в мировом Православии, ни внутри Украины. Как бы кто не манипулировал трюками с социологией, а простым и невооруженным взглядом видно, что храмы ПЦУ, особенно те, которые насильственно были отобраны у УПЦ, стоят почти пустые. Даже на большие праздники. Нет и не предвидится признания всей полноты мирового Православия. Даже в среде тех Поместных Церквей, где заявляли о поддержке ПЦУ (по "странному" стечению обстоятельств, заявления эти звучали после встреч в высокопоставленными дипломатами США), мнение священноначалия этих Церквей разделилось и огромное число духовенства по-прежнему отказывается служить вместе с представителями ПЦУ. Это касается даже священников и епископов Константинопольского Патриархата, что видно на примере и Горы Афон, и многих греческих приходов и монастырей. В христианском мире это называется если не раскол, так уж точно - разделение.
Судя по всему, это и толкает функционеров ПЦУ искать нетривиальные пути выживания своей конфессии. Даже если пути эти доведется искать в дебрях сомнительной геополитики. Даже если придется встраиваться во внутриполитический контекст и становиться в одну шеренгу с девальвированными украинскими политиками. Или, наконец, искать свое место под солнцем в контексте мирового экуменизма. И то, и другое, и третье уж точно не сделает ПЦУ привлекательной структурой в глазах верующих (здесь подчеркну, именно верующих) украинцев с точки зрения теологии", - отметил Молчанов.