Почему macOS Big Sur - самое важное обновление для Mac за последние 20 лет
Обратили ли вы внимание на изменения в языке дизайна в macOS 11? Она превратилась в iOS/iPadOS с сильным компьютерным акцентом, но я не об этом. В самом начале 2020 в сети появились слухи об интерфейсной революции в iOS. Плоский дизайн, появившийся в 2013 году в iOS 7, в iOS 14 должен был уступить место очередному "изму", в соответствии с которым элементам управления должны были разрешить выделяться и привлекать внимание, и у них должен был появиться объем. В марте, после того, как у двух Интернет-СМИ появились копии iOS 14, снимки экранов которых запретили публиковать, слухи про этот "изм" вдруг сошли на нет. Похоже, у участников дискуссии была возможность увидеть интерфейс iOS 14 приватным образом. Тем не менее, революция произошла, только не в iOS. Она случилась в macOS.
Публичная бета-версия macOS 11 пока еще не вышла в свет, обладающие правом заиметь бета-версию для разработчиков, как правило, не делятся с прессой впечатлениями - у них особые отношения с Apple, и несанкционированное разглашение секретов компании может им обойтись очень дорого. Обычно в Apple смотрят на такие нарушения сквозь пальцы, но те, кто зарабатывает на разработке и продаже программного обеспечения для Mac’ов и для экосистемы Apple, предпочитают не рисковать. И тем не менее кто-то (чье имя неизвестно) уже уличил Apple в страшном грехе - в возвращении к скевоморфизму. Источник вне себя, призрачные тени, отбрасываемые кнопками и переключателями, создающие иллюзию их трехмерности и реальности - это же ужасно!
Скевоморфизм - это "изм", согласно которому все элементы интерфейса электронных устройств необходимо изображать в виде объектов физического мира, выполняющих более или менее похожие функции, чтобы тем, кто еще не привык к цифровой реальности, было легче в ней ориентироваться.Как и у всякого другого "изма", у скевоморфизма было много сторонников. В Apple они тоже были, это Скотт Форстолл, возглавлявший до 2012 года все аспекты разработки iOS, в том числе отвечавший и за ее дизайн, и Стив Джобс.
Но источник ошибается, Apple сделала шаг не в прошлое, а в будущее, и использует другой "изм", возникший в 2018 году.
Что такое неоморфизм
В оригинале этот "изм" обозначается термином neumorphism, потому что neomorphism уже используется в геологии и петрографии (науке о горных породах), в русских источниках на это решили не обращать внимание. С точки зрения неоморфизма умеренная выпуклость элементов управления, их заметность и отличия от окружающего их контента - благо. Неоморфизм делает интерфейсы понятнее. Кроме того, их легкая и ненавязчивая трехмерность смотрится неплохо.
Изображение объектов физического мира при этом не предполагается. Скевоморфизм к началу второго десятилетия нашего века уже давно был избыточен и несерьезен. Неоморфизм - это его очень умеренная современная версия, и у нее большое будущее. Дизайнеры все еще спорят. На дизайнерских форумах нешуточные войны. Впрочем, в 2012-2013 годах идею плоских интерфейсов тоже принимали не все, но когда в главных операционных системах мира (в 2013 одной из таких систем стала iOS 7) перешли на плоский дизайн, споры утратили свою остроту. Одной из первых систем где широко, последовательно, и при этом очень осторожно, внедряется неоморфизм, стала macOS. Вторая в мире по числу пользователей компьютерная операционная система, ей пользуются 18,99% пользователей компьютеров в мире. Первое место у Windows.
Что нового в macOS 11
В macOS 11 очень много изменений. Ко многим из них нужно привыкать. Крейг Федериги, пользующийся новой системой "уже несколько месяцев", в первые часы и даже дни тоже испытывал дискомфорт, который вскоре исчез без следа. Можно ли ему верить? Крейг отвечает в Apple за развитие программного обеспечения, в том числе и за macOS, и не в последнюю очередь за ее успех на рынке. На первый взгляд все выглядит прилично, даже красиво и увлекательно.