Новости и события » Культура » Может ли TikTok показывать высокое искусство

Может ли TikTok показывать высокое искусство

Может ли TikTok показывать высокое искусство

Петрарка домогается Лауры, "Медуза" превращает коварный COVID-19 в камень, богиня Венера просит соблюдать дистанцию, - почему музеи переходят на платформу TikTok.

Для онлайн-сервиса TikTok пандемия коронавирусной инфекции стала подарком. В то время как социальные контакты во многих странах сводятся до минимума, пользователи интернет-технологий ищут замену живому общению и обмену впечатлениями. И многие выбирают как раз онлайн-сервис для создания и обмена видео. Несмотря на критику в адрес TikTok и угрозы президента США Дональда Трампа запретить платформу, на сегодняшний день она является самым востребованным приложением. Уже в апреле число пользователей превысило два миллиарда. Феномен, который не мог быть оставлен без внимания и музеями. За последние месяцы сразу несколько известных культурных учреждений открыли свои каналы на платформе, которая изначально прославилась липсинками и забавными музыкальными роликами. Это потом пользователи TikTok стали обращаться к политическим и социально значимым темам. И именно поэтому возникает вопрос, а подходит ли эта соцсеть музеям?

Музейные экспонаты с юмором

"Самое главное, чтобы уже первые секунды ролика зацепили пользователя и убедили его остаться с вами", - объясняет Марк Йерузель (Marc Jerusel). Он работает менеджером по продвижению в социальных сетях в берлинском Музее естествознания и отвечает за канал на платформе TikTok, который столичный музей стартовал 6 мая. Экскурсоводы рассказывают о разъяренных слонах и милых совах, которые на самом деле оказываются "машинами-убийцами". Познавательный контент, удачно упакованный в небольшие ролики, аудитории явно нравится. За три месяца работы канала на него подписались более 18 тысяч пользователей. Еще один убедительный показатель: 220 тысяч лайков собрали видео берлинского музея. Большой эффект при скромных средствах.

Сотрудники музея сначала снимают видео, а уже потом адаптируют их для соответствующих платформ. Для TikTok они используют зажигательную музыку и спецэффекты. "Эта работа занимает не так много времени, - говорит менеджер по социальным сетям. - Особенно если соотнести затраты с тем, что нам дают эти ролики на выходе. Он уверен, что для музеев и науки эта платформа - отличный шанс. Пользователи TikTok - более активные и чаще делятся своей реакцией. Почти 70 процентов - младше 24 лет. Конечно, сами экспонаты музея и связанные с ними истории идеально подходят для забавных видео. Заинтересовать пользователя скелетом динозавра легче, чем картиной Боттичелли...

Смена обстановки - отправляемся в Амстердам. Государственный музей Rijksmuseum в дополнительной рекламе не нуждается. В 2019 году число посетителей достигло рекордной отметки - 2,7 миллиона человек. Сотрудники музея уже давно освоили социальные сети. В Twitter у музея более 245 тысяч подписчиков, на его Instagram подписаны около полмиллиона человек. Поэтому появление Rijksmuseum на платформе TikTok мало кого могло удивить. В апреле, в самый разгар пандемии, музей вышел в новое медийное пространство. Любопытные факты о шедеврах искусства, челленджи для пользователей или экскурсии в прямом эфире, - музей пробует самые разные форматы. "Для нас очень важно сделать достояние музея доступным широкой общественности", - объясняет Нанет Боймер, которая руководит отделом цифровых технологий в Rijksmuseum.

Конечно, онлайн-сервис TikTok со своей растущей аудиторией представляет интерес для музея. По словам Боймер, у этого приложения есть и еще одно важное преимущество - простота и доступность. Редактор приложения позволяет быстро и легко обрабатывать разные форматы - фотографии и видео. Это отличает, например, TikTok от Instagram. "Обычно к нам часто приходят школьники. Мы хотим поработать с этой аудиторией с помощью платформы TikTok. Например, мы собираемся попросить их сделать сюжеты для нашего канала", - рассказывает сотрудница музея.

TikTok - платформа для высокого искусства?

Но так ли хороша эта идея? Если музеи зарекомендовавшие себя на протяжении десятилетий как храмы знаний и посредники в образовании населения, вдруг пустятся в сомнительный и быстротечный бизнес с интернет-технологиями, то это точно обрадует далеко не всех.

Немецкий искусствовед Айке Шмидт (Eike Schmidt), который с 2015 является директором знаменитой галереи Уффици во Флоренции, тоже хочет сделать культурное наследие более доступным для молодого поколения и использует платформу TikTok в своей стратегии. "Речь идет о том, что мы становимся активными участниками, - объясняет Айке Шмидт. - Телесериалы, сервис Netflix предоставляют коллективный визуальный материал, который поглощает молодая аудитория. А наши шедевры, которые, на наш взгляд, имеют огромное значение для современности и для будущего, вообще не доходят до юной публики".

Ответ галереи Уффици на вызовы современности, конечно, провокационен, но и успешен. Богиня садов и любви Венера возмущается и просит других персонажей известного полотна Сандро Боттичелли "Весна" соблюдать правила социального дистанцирования. А "Медуза" итальянского художника Караваджо не только надевает защитную маску, но и превращает коварный COVID-19, летающий в галереи Уффици, в камень. Новая интерпретация известного изображения под коронавирусный трек рэперши Карди Би, ставший виральным, - эта и другие смелые эксперименты музея нарушают табу. Такие ролики помогают молодой аудитории избавиться от страха перед походом в музей. "Одна из причин, по которой молодое поколение сегодня не ходит больше в музеи, это отстраненность музеев от реальной жизни. Они слишком далеки от того, что происходит в жизни подростков", - уверен Айке Шмидт.

Другой пример - видео TikTok, где великий поэт Франческо Петрарка воспевает свою платоническую любовь к возлюбленной Лауре, больше напоминает домогательство и приставание на улице или в интернете, чем искренние признания в любви. Такую ситуацию молодой аудитории легче понять, чем поэму эпохи Ренессанса или портрет Петрарки, считают в музее. Конечно, в идеале - молодой пользователь заинтересуется не только прикольно снятым роликом, но и самим объектом искусства.

Чтобы новые каналы в социальных сетях остались на службе у музеев, должны быть возможности для более глубокого контента, для развития темы. В противном случае, когда эффект неожиданности уже не будет работать, музеи могут затеряться в пестром и недолговечном контенте платформы.

В то время как все больше музеев открывают свои каналы на платформе TikTok, президент США Дональд Трамп в понедельник, 3 августа, заявил, что популярная видеоплатформа для коротких видеороликов TikTok должна продать свое американское подразделение до 15 сентября, иначе она лишится права вести бизнес в стране. В США у этого приложения - более 100 миллионов подписчиков. Свои каналы ведут и известные американские музеи.

Может ли TikTok показывать высокое искусство

Может ли TikTok показывать высокое искусство

Может ли TikTok показывать высокое искусство

Netflix TikTok Дональд Трамп Школьники


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх