Как бесплатно провести дорогостоящее исследование: украинские АЭС
Атомный эксперимент американской корпорации «Вестингауз» по изменению условий эксплуатации украинских атомных реакторов продолжается. В принципе, нет нужды пугать впечатлительного читателя ужасами грядущего Чернобыля: все гораздо прозаичнее. Современные системы по обеспечению безопасности ядерного реактора могут справиться с большинством внештатных ситуаций; да и собственно, речь пока идет об именно штатных экспериментах.
Но сам факт того, что США на чужой территории, находясь вдалеке от возможных очагов поражения, фактически проводит исследования по установке систем ядерной сборки заокеанского производства на АЭС, изначально построенных под другие элементы реакторных установок, впечатляет. Дело даже не в негодовании по поводу законов свободного рынка: если уж США взяли контроль над Украиной и могут лоббировать там какие им угодно законы, так тому и быть. Дело в ином: если вестингаузские элементы рванут, они заразят территорию, которая далеко от Нью-Йорка, и облако ядерных отходов не поплывет на Вашингтон. Топливные элементы, от покупки которых в ужасе отказалась не самая богатая Чехия, спокойно монтируются на Украине.
Запорожская АЭС
22 февраля в Запорожье доставлена первая партия реакторного топлива от «Вестингауз». Американские партнеры во что бы то ни стало намерены, фигурально выражаясь, вбить кубик в круглое отверстие для паззла, сделав украинскую атомную энергетику либо зависящей от поставок «Вестингауза», либо несуществующей. Ранее в Финляндии и Чехии проамериканские лоббисты пытались провернуть аналогичный фокус - но более здравомыслящие финны решили, что овчинка не стоит выделки, и по сей день покупают продукцию «Росатома».
На Украине некому выступить за лоббирование сугубо украинских интересов - вице-президент США Джо Байден напрямую озвучивает указания относительно развития «демократического процесса» с трибуны Верховной Рады. Поэтому американские энергетики смогут совершенно бесплатно произвести ряд тестов по модернизации внедряемых элементов ядерной сборки, своего рода «батареек» для реактора. Так сказать, в условиях, приближенных к боевым. По сути, мало какое государство бы рискнуло предоставить такого рода полигон для обучения инженеров, и тестирования новых методик: естественно, ввиду повышенной опасности процесса эксперимента. И уж тем более, никакое государство не согласилось бы предоставить полигон бесплатно: налогоплательщики бы не позволили бесплатно подвергать свою страну такому риску. Украину же, само собой, никто не спрашивает: оптимизировать топливо будут на Запорожской АЭС. А до этого оптимизировали на Южно-Украинской АЭС. И вот что из этого вышло.
Южно-Украинская АЭС
Третий энергоблок атомной станции вот уже несколько месяцев не выходит из цикла ремонт-запуск-проблемы-ремонт. За истекший год энергоблок постоянно сталкивался с проблемами: то система охлаждения полетит, то отключение из-за дефектов оборудования, то отключение из-за срабатывания автоматической защиты, то просто выход из эксплуатационного процесса по необъясненным причинам. Можно на пальцах пересчитать дни, когда третий энергоблок функционировал в штатном режиме, и в масс-медиа журналисты устали отмечать долгие месяцы простоя. А все началось 20 марта 2015 года, когда в вышеупомянутый энергоблок загрузили топливо от «Вестингауза».
Когда энергоблок больше простаивает, чем работает, это может говорить только об одном: о контролируемом эксперименте, и про отработку массы внештатных ситуаций. Правда, украинская сторона ничего не говорит об компенсациях за недополученные миллионы киловатт; ничего не говорится и про преференциях за использование высокоценного оборудования для наработки экспериментальных данных. Все выглядит так, будто неизвестный сторож Вася за мзду в виде бутылки водки пустил поиграть дворовых пацанов с Большим Адронным Коллайдером.
Между тем, используемому в хвост и гриву третьему реактору Южно-Украинской АЭС все хуже и хуже. Будет неудивительным, если ученые «Вестингауза» прекратят терзать несчастный реактор и планомерно переедут оптимизировать свои наработки на Запорожскую АЭС. Второго Чернобыля не будет: полудохлый реактор, скорее всего, заглушат, либо переведут в максимально возможный спящий режим. А вот Запорожской АЭС явно не повезло: пока непонятно, какой именно из ее шести энергоблоков будет принесен в жертву. Но эксперты настаивают, что в ближайшие полгода-год мы еще много услышим из СМИ насчет того, что один из реакторов ЗАЭС временно прекратил работу, или немного приглушен, или имеет трудности с теплообменом.
Советские атомщики строили монументально, на века. Срок работы АЭС и их безопасность оптимизированы настолько, насколько это возможно. Но и в горячечном сне конструкторам-атомщикам не могло привидеться, что на их детищах будут экспериментировать атомщики из США, убивая оборудование в хлам. В итоге имеем то, что имеем - любой запас прочности имеет свой предел.